Газовая магистраль


Газовая магистраль

Редуктор газовый двухступенчатый МЕ

Артикул УС9215

Для газа-адсорбата: азот, аргон.

Понижает давление газа на выходе из газового баллона до необходимого давления на входе приборов серии Sorbi® и SorbiPrep®, защищает приборы от скачков давления газа.


Редуктор газовый двухступенчатый МЕ-Г

Артикул УС9214

Для газа-носителя: гелий.

Понижает давление газа на выходе из газового баллона до необходимого давления на входе приборов серии Sorbi® и SorbiPrep®, защищает приборы от скачков давления газа.


Манометр ТМ-210 (0...0,6МРа)

Артикул ЕИ0053


Манометр ТМ-210 (0...25МРа)

Артикул ЕИ0054


Прокладка 23

Артикул БК03-600-05


Ключ для газового баллона

Артикул ТР0105


Штуцер для газового редуктора, d=3мм

Артикул УC9200

Предназначен для подключения приборов серии Sorbi® к баллону с газом-носителем.


Штуцер подводки к газовому баллону

Артикул УC9223

Предназначен для одновременного подключения приборов серии Sorbi® и SorbiPrep® к баллону с газом-адсорбатом.


Шланг полимерный PUN 3 х 0,5-SW

Артикул EE0046

Предназначен для соединения баллона с газом-адсорбатом с приборами серии Sorbi ®

Цвет: чёрный


Шланг полимерный PUN 3 х 0,5-RT

Артикул EE0045

Предназначен для соединения баллона с газом-носителем с приборами серии Sorbi®

Цвет: красный

В начало страницы

нагрузка на эксплуатацию растет с каждым годом

«Сахатранснефтегаз»: нагрузка на эксплуатацию растет с каждым годом

После завершения строительства первого в мире газопровода на вечной мерзлоте в течение 50 лет работники крупного газового хозяйства республики транспортируют и обслуживают газопроводы, протяженность которых сегодня насчитывается 6 800 км.

Главная задача - надежно эксплуатировать, содержать в исправном состоянии все объекты, газовые сети и обеспечивать безопасность.
Напомним, за последние десять лет общая длина магистральных газопроводов увеличилась вдвое. Увеличилось и количество газифицированных населенных пунктов. В настоящее время тепло голубого топлива получают 95 наслегов республики. Объем поставки газа конечным потребителям в 2016 году составил 1621 млн.м3.
На всем участке прохождения магистрали в глухой тайге были созданы пять опорных пунктов контроля газопровода. На опорных пунктах живут и работают линейные трубопроводчики, следящие за состоянием запорной арматуры и контролирующие подачу газа низкого давления. На этих же опорных пунктах базируются бригады ремонтников, которые выезжают из Якутска.
В состав такой бригады в 1978 году слесарем-ремонтником приняли молодого специалиста Владимира Линейцева. Владимир, проходивший вдоль и поперек по трассе газопровода уже 39 лет, знает его как свои пять пальцев, и встречает 50-летний юбилей газификации в строю. «Ударник XI пятилетки», «Ударник коммунистического труда», победитель соцсоревнований, «Отличник газовой промышленности», обладатель медали «За трудовые отличия» Владимир Линейцев был на всех сложных монтажных и ликвидационных работах: «Тогда у нас из инструментов-то было всего напильник, молоток, зубила, все вручную делали, откапывали газопровод из траншеи тоже вручную. Выезжали на трассу и могли оставаться там месяцами, проверяя и ремонтируя магистраль. Бывали и аварии, и много, конечно, всего бывало. Нитка магистрали тогда была всего одна. Представьте себе, когда происходила авария, весь город зависел от работы нашей бригады. Какая колоссальная ответственность! Не забуду 1987 год. Тогда зимой взорвался газопровод из-за гидратной пробки, разорвало около 4 км. Это случилось в 174 км от Якутска. Чтобы не дать городу замерзнуть, мы в кратчайшие сроки отремонтировали газопровод», - вспоминает опытный газовик. В каких сложных, экстремальных условиях им тогда пришлось работать можно догадаться. Добавим, что газовая магистраль проходит по бездорожью: летом только на вездеходах, вертолетах можно добраться, а зимой – на УРАЛ-ах.
Для надежной транспортировки природного газа, работники постоянно следят за состоянием магистралей: сезонно происходит очистка крановых узловых, ревизия кранов, отсыпка лежневки, осмотр вантовых переходов и других работ. Наиболее сложным является надземный участок, так как труба подвергается коррозии, зарастает порослью, поэтому подвергается частому ремонту.

Важно отметить, в настоящее время 40% основных фондов перейдут за предельный срок эксплуатации, а это навязывает определенные сложности. Другими словами, нагрузка на эксплуатацию растет с каждым годом.
«В силу того, что мы сегодня ограничены поставками газа только внутрирегиона, то мы ограничены в объемах поставок, следовательно, объем выручки ограничен. А вслед за ним – ограниченность ресурсов на восстановительный ремонт, на текущую деятельность. Это, в свою очередь, заставляет нас постоянно оптимизировать свои затраты. Думать приходится современно – применять новые технологии. На основе многочисленных экспертиз и результатов технической диагностики последних лет разработаны программы ремонтов магистрального газопровода. Впервые в условиях вечномерзлых грунтов проведены реконструкции подводных переходов магистральных газопроводов методом наклонно-направленного бурения под дном реки. Для нас этот метод чрезвычайно важен, так как он способствует сохранению ландшафта и невмешательства в русловые процессы рек. За два года и использованием данной методики, мы перешли через четыре реки, общей протяженностью около 3 км», - рассказал начальник ЛПУМГ Владимир Заровняев.
Со своей стороны, мы подчеркнем, что успешному выполнению плановых задач в век цифровых технологий способствует перевооружение всей технологической системы транспортировки газа. В рамках программ модернизации создаются электронные карты по территориям объектов газотранспортной компании. Внедряются системы телеметрического контроля. На очереди –полная телемеханизация всех объектов.
Пресс-служба АО «Сахатранснефтегаз»

История - АО "Газпром газораспределение Оренбург"

1 января 1946 года образовано первое газовое хозяйство Оренбургской области. Начало газификации Оренбургской области было положено во время Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941-1942 годах, в Куйбышев были эвакуированы Совет Народных Комиссаров, многие наркоматы, дипломатический корпус, а также ряд крупных промышленных предприятий. Энергетических мощностей существовавшей тогда Куйбышевской угольной теплоэлектростанции не хватало. И тогда наркомат обороны принял историческое решение: проложить 165-километровый газопровод от широко разрабатываемых тогда Бугурусланских месторождений до остро нуждающегося в тепле и электричестве Куйбышева.

Одними из первых в огромном Советском Союзе природный газ в дома получили жители Бугуруслана. 55 домов по улице Пролетарской были газифицированы в 1942 году попутным газом из нефтяной скважины №1, пробуренной мастером В.П. Волковым еще в 1937 году почти в самом конце улицы Пионерской. Газопровод Бугуруслан- Куйбышев был сдан в эксплуатацию в июне 1943 года. Приказ о начале его строительства за подписью И. Сталина был рассекречен усилиями управляющего трестом «Бугурусланмежрайгаз» Чилякова Владимира Анатольевича, только в 2008-м году. Постановление ГКО от 7 апреля 1942 года № ГОКО 1563с, предписывает службам и ведомствам СССР обеспечить все необходимое для прокладки стратегически важного объекта: от поставки и транспортировки строительных материалов и электроэнергии до продуктов питания и промтоваров для рабочих и служащих строительства.

Документы тех лет свидетельствуют: на основную магистраль шли 300-миллиметровые трубы разобранного газопровода Баку-Батуми, который прокладывался еще в начале века. Стальных труб не хватало как для газопроводов, так и для нефтепроводов, а топливо было необходимо и на фронте, и в тылу. Тогда по предложению начальника «Главнефтегаза» Ю. И. Боксермана и инженера И. В. Бородина было принято рискованное решение: использовать вместо металлических труб асбоцементные, которые специально изготовили на воскресенском заводе под Москвой. А испытывали их на двух опытных участках: по газу – недалеко от Бугуруслана, на базе скважины № 5, по нефти – в районе Журавлевки. Трубы прекрасно выдержали нагрузку, но и этих труб не хватило. И тогда для строительства газопровода использовали заготовки армейских минометов.

Общая мощность стратегически важного газопровода достигала 200 миллионов кубометров в год. Первым промышленным предприятием, получившим газ, стал Толкайский мельничный завод. Первый в стране крупный газопровод вступил в строй, началась регулярная подача газа предприятиям, а затем и в жилые дома Куйбышева. Проложенная в 1942-1943 годах подземная газовая магистраль действовала еше долго – обеспечивала дешевым топливом огромный город до конца войны и в послевоенные годы. Позднее Куйбышев, население которого превысило миллион человек, стал в достатке получать «голубое топливо» по новому газопроводу из Оренбурга.

В послевоенные годы вслед за Бугурусланским трестом были образованы тресты «Оренбургмежрайгаз», «Орскмежрайгаз», «Новотроицкмежрайгаз». А в 1965 году тресты и конторы газовых хозяйств по распоряжению Оренбургского областного исполнительного комитета объединились в областное управление по газификации и эксплуатации газового хозяйства. Так был создан единой комплекс газотранспортной системы низкого давления области. Его основной задачей стало строительство газопроводов, газификация жилого фонда в городах, рабочих поселках и сельской местности, а также безопасная и безаварийная эксплуатация газового оборудования.

К концу 1965 года было газифицировано 4 города, 5 сельских населенных пунктов, построено 189 километров газопроводов. В 27 тысяч квартир оренбуржцев пришел газ. Производственная база была еще слаба, ощущался дефицит технических и транспортных средств. Для развития газоснабжения потребителей не хватало квалифицированных кадров. В таких нелегких условиях областное объединение начало свою работу и получило название Оренбургоблгаз (с 15 октября 2013 года предприятие переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Оренбург", а с 2 июля 2015 года переименованно в АО "Газпром газораспределение Оренбург").

Потенциал 2001 Газовая магистраль Ямал- Европа Управляющий тандем Человек-Машина

V.E. Stolyarov, N.A. Eremin Digital control system of an export gas pipeline with the increased level of the reliability // Scientific Journl of the Russian Gas Society. 2018. №2 pp.3-10. V. E. Stolyarov, РAO "Gazprom" N.A. Eremin, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NRU), Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences Digital control system of an export gas pipeline with the increased level of the reliability Abstract. The article deals with the issues of obtaining operational parameters and data collection, visualization of information, operational management of the export trunk gas pipeline. It is noted that the management of gas pipeline sections and compressor stations is carried out on the basis of a single man-machine interface. It is revealed that the use of automated highly reliable SCADA-systems allowed reducing the influence of the human factor. It is shown that open international data transfer protocols allow to provide reliable control in real time. Integration of subject areas such as automated management, technological process of gas transportation and information technologies is most effectively implemented on the basis of digital modernization of gas transmission systems. Key words: gas pipeline, main gas pipeline, export gas pipeline, compressor station, data collection, information visualization, fiber-optic communication, Big Data, operational control, human-machine interface, human factor, SCADA system, real-time mode, digital modernization. The article is prepared based on the results of the work carried out within the framework of the Program of the State Academies of Sciences for 2013-2020. Section 9 «Earth Sciences»; directions of fundamental research: 131. «Geology of hydrocarbon fields, fundamental problems of geology and geochemistry of oil and gas, scientific foundations for the formation of a raw materials base for traditional and non-traditional sources of hydrocarbon raw materials» and 132. «Integrated development and conservation of the Earth's interior, innovative development of mineral fields and deep processing of mineral raw materials», within the framework of the projects «The Fundamental Basis of Innovative Technologies in the Oil and Gas Industry», № AAAA A16-116031750016-3.

Трубы для газопроводов | Группа ПОЛИПЛАСТИК

Несмотря на то, что газификация страны началась еще в прошлом веке, вопросы строительства газовых магистралей, а также замена труб на новые актуальны и сегодня. Газификация требует внимательного отношения и долговечного оборудования. На фоне несчастных случаев с бытовым газом ужесточаются нормы прокладки внутридомовых трубопроводов и, бесспорно, растут требования к качеству наружных сетей. Понять, как выбрать трубу для газа, можно только сравнив доступные варианты.

Виды газовых труб

Основа безопасности – газовая труба.  Сегодня используются изделия  из стали, меди, полиэтилена.

Стальные

Ставшая еще при советском союзе классикой стальная труба сегодня терпит конкуренцию со стороны полимеров. Однако этот тип трубопроводов по-прежнему применяется и не имеет альтернативы при наружной прокладке, а также при устройстве внутридомовых сетей. Они эксплуатируются в любом климате, включая зоны с большой разницей годовых температур. Изготавливаются из низкоуглеродистой стали с пониженным содержанием серы и фтора.  Разделяют два основных вида трубы для газопроводов из стали:

  • сварные с продольным прямым или спиральным швом;
  • цельнотянутые бесшовные.

Минусами стальных магистралей для газа являются большой вес и сопряженные с этим издержки на доставку и монтаж, подверженность коррозии, необходимость катодной защиты, сложность устранения порывов (необходимость сварки). Изделия имеют ограничения по методам монтажа: резьбовые стыки нельзя делать под землей, а фланцевые соединения допустимы только в пределах специальных колодцев. 

Медные

Допущены к использованию в составе газовых трубопроводов низкого давления и могут монтироваться только с использованием пресс-фитингов. Компрессионные фитинги запрещены, трубы должны иметь маркировку желтого цвета и желтое же уплотнительное кольцо.

Их плюсами являются:

  • высокая устойчивость к коррозии;
  • довольно простой монтаж фитингами и его кроткие сроки;
  • стойкость к механическим нагрузкам;
  • долговечность;
  • эстетичность – можно использовать без маскировки на открытых участках.

Главный минус – высокая стоимость и неприменимость для работы в сетях повышенного давления.

Газовые трубы из ПНД

Полиэтилен низкого давления (правильное название – полиэтилен высокой плотности) – продукт нового поколения для самых ответственных магистралей. Сразу стоит обратить внимание, что термин «низкое давление» касается способа производства материала и не имеет отношения к характеристикам трубопровода. Такие трубы для газопроводов пригодны для транспортировки газа под давлением до 1,2 МПа, безопасны, надежны и все шире применяются как на объектах федерального значения, так и в частном строительстве.  Имеют много особенностей, поэтому рассмотрим их более подробно.

Свойства газовых труб ПНД

Трубы для газопроводов изготавливаются из полиэтилена двух типов – ПЭ 80 и ПЭ 100. Второй является материалом «нового поколения», имеет большую плотность по сравнению с ПЭ 80 и более высокие прочностные и эксплуатационные характеристики.

Трубы имеют маркировку, которая должна включать товарный знак производителя, наименование материала (ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100), SDR, диаметр, толщину стенки, дату изготовления и обозначение стандарта. Цвет труб – черный или черный с продольными желтыми полосами.

Стоимость трубы для газопроводов выше, чем у систем из ПНД для канализации или водоснабжения. Это объясняется более высокими требованиями к сырью (недопустимость использования вторсырья в производстве), а также более долгим аттестационным циклом. При этом они стоят дешевле стальных труб как в товарном виде, так и при оценке совокупных затрат на монтаж и эксплуатацию в 50-летнем периоде. 

Преимущества ПНД продукции для газопроводов

  1. Химическая стойкость. Невосприимчивы к транспортируемой среде, не вступают с ней в реакцию.
  2. Коррозионная стойкость.
  3. Невосприимчивость к блуждающим токам.
  4. Не нуждаются в катодной защите. Это проистекает из первых трех пунктов и значительно сокращает сроки монтажа и его стоимость.
  5. Постоянная пропускная способность. Просвет не зарастает по мере эксплуатации ввиду отсутствия коррозии и гарантирует стабильную производительность на протяжении всего срока службы.
  6. Гибкость. Расчетный допустимый радиус изгиба составляет 25 диаметров трубы. Это позволяет осуществлять монтаж с меньшим количеством соединений. Плюс повышает безопасность готовой магистрали в сложных, пучинистых, склонных к движению под воздействием природных явлений грунтах.
  7. Экологическая безопасность. Не оказывают влияния на окружающую среду.
  8. Небольшой вес. Заметно легче стали. Это сокращает издержки на транспортировку, хранение, при монтаже позволяет обходиться меньшим количеством грузоподъемной техники.
  9. Высокая прочность и эластичность. Подходят для бестраншейной прокладки.
  10. Совместимость с иными материалами. Специальные фасонные части (фитинги) делают возможным соединение ПЭВП с другими материалами, включая пластики, медь, сталь. Это удобно и при ремонте и обслуживании текущих магистралей, и при замене изношенных участков на более доступные и легкие в применении ПЭ трубы.
  11. Долговечность. Оцененный срок службы составляет 50 лет. Более долгие прогнозы ограничены лишь отсутствием опыта эксплуатации. Предположительный срок службы при соблюдении условий может достигать 100 лет.

Недостатки газовых труб ПНД

Недостатки связаны именно с материалом изготовления. К ним относится запрет на эксплуатацию внутри квартир, поскольку полиэтилен является горючим материалом, а также невозможность прокладки на отрытых участках. К сожалению, вопрос температурной стойкости в отношении производных этилена не имеет рентабельного решения, поэтому эксплуатационные ограничения останутся.

Сфера применения

Трубы для газопроводов из ПНД применяются практически во всех сферах хозяйствования:

  • малое строительство: для газификации отдельных строений и целых поселков под ключ, включая новые и существующие объекты;
  • санация существующих магистралей;
  • капитальное строительство: для подключения новых домов и социальных объектов;
  • промышленность: для обеспечения нужд производства разного типа и масштаба;
  • сельское хозяйство: для удовлетворения потребностей растениеводческих и животноводческих комплектов в отоплении;
  • стратегические объекты: подержание функциональности хранилищ, создание вспомогательной инфраструктуры транспортных газопроводов.

Особенности монтажных работ

Монтаж производится посредством стыковой или электромуфтовой сварки с использованием соединительных деталей с закладными нагревателями. Выбор метода сварки определяется диаметром труб, наличием доступа к месту монтажа, требованиями бюджета. Сварочное оборудование может быть взято в аренду, что позволяет сократить себестоимость готового трубопровода в случае, если проект разовый.

Производителем предложен широкий перечень комплектной запорно-регулирующей арматуры и фасонных изделий для газопроводов любых диаметров, что позволяет без проблем смонтировать любой участок, в том числе с присоединением к существующим стальным трубам.  При соблюдении технологии прочность соединений превосходит прочность самой трубы и гарантирует исключение порывов и иных дефектов стыка.

К монтажу допускается квалифицированный персонал, прошедший обучение и регулярную аттестацию для работы со сварочным оборудованием согласно закрепленному регламенту работ.

 

Киев начал провоцировать новую газовую войну с Россией

Недавно глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон допустил сценарий полного прекращения «Газпромом» транзита энергоресурсов в государства Старого Света после 2024 года, когда закончится соответствующий контракт между Москвой и Киевом. Европа без газа не останется: наша страна построила несколько альтернативных экспортных каналов поставки углеводородов своим постоянным зарубежным клиентам. Незалежная, при поддержке Вашингтона, старается отвоевать дополнительные гарантии сохранения маржи за транспортировку российского топлива. Пока у Киева это получается: России, судя по всему, придется заключить новый транзитный договор о поставках сырья через Украину. Вместе с тем собственных финансовых резервов на модернизацию газотранспортной системы у Незалежной категорически не хватает, поэтому отраслевые эксперты все чаще предлагают отправить украинские трубы на металлолом.

В качестве главного лоббиста украинских интересов выступает Вашингтон, давно уже выбравший предметом своих политических нападок «Северный поток-2» (СП-2). Ведь эта газовая магистраль идет в обход Украины, грозя лишить страну многомиллиардных поступлений за транзит «голубого топлива». По мнению Белого дома, построив обходные газопроводы для поставок топлива в Европу, Москва получила возможность шантажировать европейские державы угрозой сокращения поставок сырья в любой момент. Предварительное решение проблемы было принято во время недавнего визита немецкого канцлера Ангелы Меркель в США: поставки по украинским магистралям будут продолжены еще на 10 лет.

Впрочем, договоренность между Берлином и Вашингтоном, лишь опосредованно связанных с российско-украинскими контрактами, не является обязательством для Москвы. Но Германия, кровно заинтересованная в проекте СП-2 и российском газе, берется «уломать» российских партнеров. Все-таки Украина — союзница не только Вашингтона, но и Берлина. Партия складывается явно в пользу украинской ГТС. Но в коня ли корм?

Ненужные мощности

Украинские трубопроводы являются одними из старейших магистральных газовых сетей Европы: первая труба для масштабных поставок «голубого топлива» была построена в 1924 году в Львовской области. После Великой Отечественной войны газопровод продлили сначала до Киева, а потом до Москвы, и система вышла в лидеры по пропускной способности среди государств Старого Света.

Бурное развитие ГТС Украины получила в 1960–1980 годы, когда внутрисоюзную магистральную трубу дотянули до границы с Европой и началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», «Уренгой—Ужгород» и «Прогресс». Маршрут прокладывался сверхскоростными по тем временам темпами: если в 1970 году общая длина газотранспортной системы Украинской ССР составляла 11,5 тыс. км, то уже в начале 1990-х ее протяженность достигла 30 тыс. км.

В настоящее время длина газопроводов Незалежной превышает 37 тыс. км. Еще более 245 тыс. км магистрали приходится на внутренние распределительные сети. Украинскую ГТС подпитывает более 70 компрессионных станций, интегрирующих сырье из 13 подземных хранилищ, которые располагают наибольшим после России активным объемом газа в Европе: здесь сосредоточена пятая часть континентальных резервов «голубого топлива». Теоретически на границе с Россией украинская ГТС способна принимать около 290 млрд кубометров газа ежегодно, передавая при этом другим странам примерно 180 млрд кубов.

Но все эти цифры выглядят красиво только на бумаге. На самом деле через трубы Незалежной прокачивается гораздо меньше топлива. Прошлогодние транзитные поставки газа в Европу через украинские ветки снизились почти вдвое — с 90 млрд до 55 млрд кубометров. Наибольшие объемы получили Словакия, Венгрия и Польша. В этом году, в соответствии с действующим контрактом Москвы и Киева, суммарная прокачка по этому направлению упадет до 40 млрд кубов.

В свою очередь украинские потребители в прошлом году освоили около 31 млрд кубометров газа. Собственная добыча страны не превышает 20 млрд, а остальное требуемое Украине сырье (естественно, российского происхождения) Киев уже несколько лет закупает по реверсной схеме у европейских трейдеров. По сути, Украина приобретает «голубое топливо», поставляемое из нашей страны в Европу, но проходящее по национальной трубопроводной системе. Правда, экономить у украинцев не получается, так как европейские фискальные надбавки нивелируют отсутствие затрат на транспортировку сырья. Постепенное сокращение российского транзита, даже с учетом внутренних нужд, уронит продуктивность украинской ГТС до одной пятой от своей общей промышленной мощности.

«Украинские перекачивающие магистрали способны транспортировать 145 млрд кубометров газа в год из России в Европу, но в 2021 году транзит составит всего 40 млрд кубов. Нам не нужны большие объемы, поэтому придется отказаться от 60–70% мощностей, в которых нет производственной и экономической необходимости», — утверждает директор компании-оператора ГТС Украины Сергей Макогон.

С таким мнением согласны и другие эксперты энергетического рынка Незалежной. «Перекачивая менее 40 млрд кубов в год, украинская газопроводная система утратит свою рентабельность», — утверждает гендиректор «Укратомэнерго» Валерий Токарь. За два последних десятилетия Киев выручил за транзит российского газа не менее $100 млрд, из которых только четверть была вложена непосредственно в развитие ГТС. Направленным на экспорт магистральным газопроводам пока удается сохранять свою работоспособность, однако срок эксплуатации большинства агрегатов и оборудования подходит к концу, а существующие компрессорные станции требуют реконструкции и модернизации. В свою очередь используемые для внутреннего распределения «голубого топлива» трубы рискуют в любой момент не только приостановить стабильные поставки энергоресурсов, но и привести к масштабной аварии.

Фото: Андрей Аракчеев

Жертва политических игр

Стоит отметить, что Украина начала терять газовых клиентов задолго до завершения создания СП-2, пуск в эксплуатацию которого должен состояться до конца этого года. После введения Россией в строй первой нитки другого экспортного трубопровода — «Турецкого потока» — в начале 2020 года, украинская ГТС снизила годовой транзит «голубого топлива» в Турцию, Болгарию и Грецию на 15 млрд кубометров. По южному направлению своей газотранспортной системы Киев уже сейчас транспортирует сырье только для Румынии и Молдавии (около 4 млрд кубометров в год). Причем Бухарест, судя по всему, также устраняется из посреднической цепочки Незалежной: подключение к «Турецкому потоку» позволит обеспечить транзит газа в Румынию в обход Украины, тем более что страна закупает у «Газпрома» небольшие объемы топлива — менее 1 млрд кубометров. «Если завершат продолжение «Турецкого потока» через Болгарию и Сербию, то Россия переведет транзит в Венгрию тоже через новую турецкую ветку, что означает для Украины дополнительную потерю 10–12 млрд кубометров транзита в год», — предрекает Макогон.

Другими словами, иными альтернативами российскому сырью ресурсами, которые могут заполнить украинские трубы и сделать их окупаемыми, в настоящее время Киев не располагает. Транспортная система разрабатывалась в Советском Союзе, поэтому инфраструктура местных ГТС была направлена в первую очередь на обеспечение внутренних потребностей Украины. Продать или хотя бы договориться о существенных зарубежных вложениях в собственные трубопроводы власти Украины неоднократно пытались, однако инвесторы с большим сомнением относились к предложениям Киева — о чем свидетельствует отсутствие реально заключенных долгосрочных контрактов.

Идея о продаже доли в украинской газотранспортной системе была впервые озвучена в Киеве в 2002 году. Тогда договорились о создании трехстороннего консорциума, участниками которого выступили — «Газпром» в качестве поставщика энергоресурсов, «Нафтогаз», контролирующий своевременную оплату «голубого топлива», и европейские энергетические компании, выступавшие гарантом оговоренных поставок газа. Однако к концу 2000-х годов власть на Украине снова переменилась, и президентом стал Виктор Ющенко. Парламент Незалежной тут же утвердил закон, запрещающий приватизацию или передачу в концессию государственного трубопровода.

Вторую жизнь идея организовать консорциум получила в период президентства Виктора Януковича. Однако из числа компаньонов Киев решил исключить Россию, предложив создать двустороннюю фирму-консорциум с ЕС. Впрочем, такая идея даже не обсуждалась на межгосударственном уровне — объемы транзита российского газа неуклонно сокращались, а план подключения СП-2 к распределительным сетям Европы рассматривался только в далекой перспективе. Без поставщика сырья, посчитали европейские страны, такая затея не имеет смысла, и предложили вернуться к трехстороннему формату, от которого постоянно сменяемые украинские лидеры предпочли воздержаться по политическим причинам.

В последние годы иностранные инвесторы время от времени возобновляли интерес к украинским трубам. Однако большинство подобных переговоров ограничивалось чисто рамочными соглашениями: первоначально Украина запрашивала за трубопроводы около $5–6 млрд и примерно столько же требовала вложить в течение 3–4 лет в развитие газотранспортного блока. Очевидно, что в связи с частыми политическими переменами в Киеве инвестиции остались только на бумаге. Тем не менее стоимость газовой магистрали Незалежной постоянно растет — по крайне мере в глазах быстро сменяющихся высокопоставленных чиновников республики. В сентябре 2013 года тогдашний премьер-министр Николай Азаров заявил, что модернизация ГТС страны обойдется в $6 млрд, что составляет примерно половину стоимости системы. Иными словами, его оценка транспортных мощностей равнялась $12 млрд. В ноябре 2018 года также уже потерявший свою должность председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что украинская ГТС стоит не менее $14 млрд. В то же время экс-премьер страны Юлия Тимошенко заявила, что ГТС Незалежной на самом деле стоит 300 млрд евро. Впрочем, очевидно, что это чисто популистское заявление оппозиционного политика.

Если же говорить о цифрах не оценочных, а реальных, то за девять месяцев прошлого года оператор украинской транспортной системы заработал около $1,57 млрд, из которых львиная доля — примерно $1,14 млрд — поступила от транзита российского газа через Незалежную. Макогон не скрывает, что только перекачка «голубого топлива» из нашей страны обеспечивает энергетическую безопасность его государства. «Сейчас транзит нам гарантирует наличие ресурса в стране», — признается глава транспортной компании.

Действительно, в 2020 году до 83% дохода украинского газового оператора от основной деятельности было получено от международных операций и только 17% заработка пришлось на внутренних потребителей. «Компания почти не зарабатывает на внутреннем рынке: выручка от транспортировки в конечной цене на газ составляет лишь 3% за кубометр», — отмечает Макогон. Даже существенное повышение тарифов не приведет к позитивному эффекту. В прошлом году газовые ценники на Украине для рядовых потребителей повышались несколько раз: если в августе стоимость кубометра топлива составляла 3,24 гривны, то с января его минимальная цена доведена до 7,22 гривны. Причем эта сумма не включает стоимость доставки топлива, что позволяет коммунальным службам накручивать платежки за отопление и горячую воду. Индексация платежей ЖКХ произошла, даже несмотря на то, что летом 2020-го Украина импортировала газ по ценам в 3–4 ниже, чем в полученных гражданами жировках.

Три орешка для Незалежной

Как же сложится судьба украинской ГТС дальше? Как полагает ведущий эксперт Финансового университета Правительства РФ Игорь Юшков, соглашение о транспортировке российского «голубого топлива» по территории Украины в Европу будет действовать до конца 2024 года в неизменном виде. Вряд ли до истечения срока контракта «Газпром» будет провоцировать ожесточенные споры относительно условий договора или объема транзита. Требования документа — «бери или плати» — довольно жестко регулируют правила игры, по крайне мере по отношению к поставщику. Еще более трех лет российская монополия обязана резервировать указанные в соглашении объемы транзита — не менее 40 млрд кубометров в год.

Фото: gazprom.ru

Со своей стороны «Газпром» в настоявшее время очень точно выполняет взятые на себя обязательства — предусмотренные в соглашении с Киевом объемы транзита оплачиваются вовремя и в полном объеме. «Нарушать нынешние условия поставок газа не в интересах России — любой конфликт будет использован против нашей страны», — отмечает Игорь Юшков.

По его словам, будущее украинской газотранспортной системы предопределено. Сохранение российского транзита на существующих основаниях продолжит приносить в федеральный бюджет Незалежной около $2 млрд. Увеличение поставок по сохранившейся с советских времен схеме не произойдет — напротив, транспортировка через альтернативные маршруты, в том числе по СП-2 и «Турецкому потоку», будет расти, ломая внутриевропейские законодательные механизмы. Вполне возможно, что первые поставки по новым трубопроводам окажутся ниже запланированных объемов. Однако поставляемое по новым транспортным системам «голубое топливо» будет постоянно усиливать давление на украинских транзитеров: покупатели в любом случае будут выбирать более надежные и современные источники энергоресурсов, которыми на сегодняшний момент располагает Россия. Через Украину будет проходить не более 10–15 млрд кубометров в год, что снизит доходы от газового транзита до $500 млн в год.

Уповать на политические решения Европы в пользу Киева уже не получится — в соответствии с экономическими резонами Украине придется торговаться за поставки, привлекая покупателей более выгодными условиями. Правда, привлечь инвесторов своими трубами у Незалежной вряд ли получится. Доходы от транспортировки российского газа наполняют, по разным оценкам, до 20–40% украинского бюджета. «Пролонгирование энергетического транспорта после 2024 года сохранит Киеву привычную доходную часть казны, — считает Юшков. — Однако для борьбы за такое рыночное преимущество Украина не располагает чисто экономическими возможностями. Поэтому, даже если власть в Киеве переменится, украинские государственные ведомства и в будущем будут продолжать настаивать на политическом давлении Запада на Москву в пользу использования украинской ГТС».

Ну а если абстрагироваться от геополитики, и мыслить исключительно экономическими категориями, для Украины сейчас было бы гораздо выгодней пустить свои газотранспортные трубы на металлолом, полагает эксперт. «Построить новую трубопроводную систему окажется гораздо дешевле, нежели привлекать средства на ремонт давно превратившегося в рухлядь энергетического хозяйства», — подытожил Юшков.

 

Объемы транзита российского газа через ГТС Украины, млрд кубометров

Год Объем

2007 115,1

2008 119,6

2009 95,8

2010 98,6

2011 104,2

2012 84,3

2013 86,1

2014 62,2

2015 67,1

2016 82,2

2017 93,5

2018 86,8

2019 89,6

2020 55,8

2021 40*

* — прогнозная оценка поставок.

Источник: «Газпром».

90 000 В Литве готов газопровод в Польшу. А что насчет польского эпизода?

Компания Amber Grid, оператор литовской части газопровода GIPL, сообщила о завершении инвестиции с литовской стороны. Планируемый запуск должен состояться в середине 2022 года. Объявление конкретной даты требует согласования с Gaz-System — оператором польского участка газопровода, — добавляет литовская компания, слова которой приводит агентство BNS.

Согласно информации, предоставленной Государственному совету по регулированию энергетики Литвы компанией Klaipedos kerosene о покупке судна-газовоза для хранения сжиженного природного газа (СПГ), следует, что после ввода в эксплуатацию нового энергоблока в Остроленке, скорее всего, будет работать на сжиженном газе с Клайпедского терминала.

Кроме того, ожидается, что в 2026-2028 годах возможности GIPL в Польше будут увеличены, так как план развития, подготовленный оператором национальной системы передачи Gaz-System на 10 лет, предусматривает увеличение потребления газа.

GIPL значительно укрепит энергетическую безопасность в регионе. Он соединит газовые рынки Литвы, стран Балтии и Финляндии с западной частью Евросоюза. Его общая длина составляет 508 км, из них 165 км в Литве и 343 км в Польше.

Подробнее

Общая стоимость проекта GIPL составляет примерно 0,5 млрд евро. Более 60 процентов средства на проект поступают от Европейской комиссии. В финансировании проекта также участвуют операторы газотранспортных систем Латвии и Эстонии.

Когда будет достроена польская часть газопровода? По информации «Газ-Системы», до июля 2022 года подрядчики должны ввести в эксплуатацию отдельные участки газопровода и другую необходимую инфраструктуру.

Польский оператор перечисляет преимущества инвестиций: «Газопровод будет способствовать ликвидации т.н. «энергетические острова», то есть регионы, зависящие от поставок газа только с одного направления, и интегрировать страны Балтии в газовый рынок Европейского Союза, обеспечив также доступ к мировому рынку СПГ, например, через терминал сжиженного природного газа в Свиноуйсьце.

Строительство газопровода улучшит состояние природной среды и повысит уровень жизни жителей, благодаря возможности замены твердого топлива газообразным, особенно в когенерационных системах, с одновременным производством тепла и энергии.

Инвестиции будут способствовать повышению конкурентоспособности северо-восточных регионов Польши. Новая магистральная инфраструктура позволит осуществлять отбор газа по распределительной сети, а также прямое подключение крупных промышленных потребителей к системе газопроводов высокого давления. Также появится возможность газификации регионов, до сих пор лишенных доступа к природному газу».

.90 000 Ямальский газопровод уже 16 дней не подает газ в Европу. А потоки из Германии уменьшились

Ямальский газопровод, по которому обычно идет газ из России в Европу, уже 16-й день подает газ из Германии в Польшу. Однако, как сообщает оператор, потоки уменьшились.

Реверс на Ямальском трубопроводе происходит уже 16-й день подряд, - сообщает агентство Reuters, стоящее за немецким сетевым оператором Gascade.

Однако потоки уменьшились. Согласно данным, объем передачи на восток достиг почти 1,7 миллиона киловатт-часов (кВтч/ч) в точке измерения Мальнов на немецко-польской границе.Это падение с более чем 9 миллионов кВтч / ч во вторник.

Газ из России поступает в Европу в обход Польши по газопроводу «Северный поток-1», проходящему через Балтийское море, хотя потоки газа сейчас ниже, чем в декабре. Это долгосрочные контракты, но российская энергетическая компания «Газпром» не предлагает спотовые контракты.

Отсутствие контрактов - проблема для Европы, у которой перед зимой мало запасов газа. Польские запасы газа , согласно информации польского оператора складов Gas Storage Poland, заполнены на 85 процентов.(по состоянию на 6 часов утра 4 января). На газопровод «Ямал» приходится почти шестая часть экспорта российского газа в Европу и Турцию. Поэтому масштабы поставок российского газа имеют ключевое значение для формирования цен на это сырье на европейском рынке.

Между тем, по сообщению Польского агентства печати, российская газовая компания «Газпром» в этом году не выполнила план экспорта на 2021 год. Поставки в Европу и Турцию в прошлом году составили около 177 млрд м3, всего - 185,1 млрд м3.

Это незначительное увеличение по сравнению с 2020 годом (3,2%), и снижение по сравнению с 2018 и 2019 годами, когда потоки достигли 200 млрд м3. В свою очередь, продажи в Китай превышали контрактные обязательства «Газпрома» на протяжении всего 2021 года.

Причинами ограничения поставок газа в Европу со стороны «Газпрома», помимо возросшего интереса к газу со стороны развивающихся азиатских экономик, называют также политическое давление со стороны России с целью скорейшего запуска газопровода «Северный поток — 2». На этот раз из Катара

.90 000 Baltic Pipe: будущий газопровод пересечет берега Польши и Дании 90 001

Последний шов в море

Концы двух секций трубы были соединены примерно в 20 км от побережья Дании в заливе Факсе. Балтийское море здесь 16 метров.

Такая операция всегда трудна и сложна. Наконечники необходимо поднимать на достаточно длинные участки, что требует размещения точек подвеса в предусмотренных местах и ​​точной работы подъемников.Водолазы также принимают участие в этом виде операции.

Концы вытягиваются на платформу у борта корабля, где трубы отрезаются по длине, укладываются и, наконец, свариваются. На этот раз вручную, в отличие от автоматических стыков при прокладке газопровода. Если все в порядке, труба опускается на дно.

Прошло три дня идеальной погоды. И такое окно появилось где-то в середине ноября. Однако экипажу Castoro 10 потребовалось два дня.

Прочие работы и испытания

Труба уже опущена на дно, но необходимо еще провести работы по стабилизации вокруг места соединения. Там, где это предусмотрено проектом, его засыпают камнями, возможно, выкопанным материалом при рытье нижней траншеи, в которую он будет упираться.

Дно местами опущено и по нему проходят трубы. В таких местах нависающие над днищем секции следует присыпать, чтобы поддержать их и предотвратить излишнее изгибание труб.

Готовый газопровод будет заполнен морской водой для проведения стресс-тестов под давлением. После того, как вода будет удалена по всему маршруту подводной лодки, сжатый газ будет проталкивать специальные поршни, называемые «скребками», для очистки внутренней поверхности. В итоге газопровод будет заполнен инертным азотом и в таком виде будет ждать заполнения метаном.

Дальнейшее расписание

В то время как строитель «Газ-Систем Сайпем» уложился в сроки и завершил морской участок менее чем за пять месяцев, датчане задерживаются.

План предполагал, что работы на острове Фюн (Фюн) будут завершены к концу года. Однако природоохранное разрешение на участок в его западной части было отозвано. Сейчас идет процедура их повторного получения, и датский оператор Energinet должен завершить строительство в следующем году. Это означает, что вся Baltic Pipe затянется, но в первые месяцы после ввода в эксплуатацию, запланированного на октябрь, для транспортировки определенных объемов будет использоваться датская газовая система. Примерно с начала 2023 года весь запланированный маршрут передачи должен быть введен в эксплуатацию.

На западном побережье Дании, на пляже Хуструп - там, где входит газопровод Северного моря, работы завершены. Место выхода газопровода на берег уже засыпано, и вскоре датское агентство по охране окружающей среды начнет высаживать траву на дюнах в рамках восстановления прежнего состояния территории.

.

Газопроводы

Компрессоры, приводимые в действие двигателями или турбинами, эффективно транспортируют газ по магистральным трубопроводам. Газовые двигатели INNIO Waukesha * разработаны с учетом этих требований. За серией Waukesha стоит более чем столетний опыт производства двигателей.

Как это работает?

Протяженность магистральных газопроводов составляет сотни километров. Когда газ течет по трубопроводу, давление внутри падает, что, в свою очередь, замедляет поток. Компрессоры с приводом от газовых двигателей размещаются в различных точках трубопровода для повышения давления в трубопроводе и поддержания расхода газа.

В районах, где электричество не всегда доступно или где электричество часто отключается, для поддержания потока газа необходима надежная система компрессоров с приводом от двигателя.

Двигатели

, приводящие в действие компрессоры, питаются от того же газа, который они сжимают, что является экономичной альтернативой электрическим приборам.

Более эффективный двигатель, то есть двигатель, сжимающий больше газа при меньшем потреблении топлива, повышает эксплуатационную эффективность и прибыльность.

Газовые двигатели Waukesha от INNIO для компрессионных установок предлагают множество вариантов для удовлетворения конкретных эксплуатационных потребностей вашего объекта и самых разных местных требований к выбросам.

Особенности и преимущества

  • Долговечность: газовые двигатели INNIO Waukesha обеспечивают высочайшую надежность при работе в удаленных местах и ​​часто в суровых условиях.
  • Больше эффективности: Двигатели Waukesha работают на полной мощности на больших высотах и ​​при более высоких температурах окружающей среды, что позволяет сжимать больше газа для получения большей прибыли.
  • Гибкость в отношении выбросов: INNIO предлагает технологические решения, отвечающие большинству местных требований к качеству воздуха.
  • Более низкие выбросы на л.с.: двигатели Waukesha, работающие на обогащенном газе, с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором обеспечивают большую мощность на рабочей площадке, что приводит к повышению эффективности и увеличению прибыли.
  • Всестороннее управление двигателем: Полностью интегрированная система управления и диагностики INNIO Waukesha ESM* оптимизирует работу двигателя и максимально увеличивает время безотказной работы.
.90 000 Ямальский газопровод опустеет. Россия делает ставку на «Северный поток-2»

«По мнению россиян, это не означает, что «Газпром» полностью исключает использование этого газопровода. это делают в последнее время. То же самое было и с нашим восточным соседом - Украиной.Местный оператор предлагал передающие мощности на запад.Газпром ими тоже не интересовался (всего 15 млн м3 в сутки)" - читаем дальше сайт внп.пл.

По мнению комментаторов, такая политика России не является неожиданностью и означает лишь то, что россиян уверены, что газ будет транспортироваться по «Северному потоку-2» - газопровод пропускной способностью 55 млрд куб. газа в год. В отличие от Ямальского газопровода, они будут иметь полный контроль над ним . Владелец польского участка — EuRoPol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежит всего 48,82 процента.акции. Остальное прямо или косвенно контролируется PGNiG.

Ход Ямальского газопровода. | Газпром / Газпром

См. также: Цены на газ резко упали.Однако до окончания кризиса

еще далеко

Ямальский газопровод – самый дешевый источник поставок российского газа в Германию. "Это видно именно по тарифам, которые платили россияне за транспортировку газа. В случае с нашим участком стоимость была чуть больше одного доллара за прохождение 100 км по тысяче кубометров.газа, рыночные ставки в Западной Европе более чем в четыре раза выше», — пишет портал и добавляет, что если бы работа газопровода строилась только на экономике, а не на политике, то он был бы полностью покрыт годами.

Читайте также в BUSINESS INSIDER

Подробнее по этой теме в Virtual New Industry.

.

Премьер: Балтийский газопровод и СПГ-терминал дают нам независимость от российского газа

фото: PAP / Радек Петрушка

Матеуш Моравецкий заявил, что Балтийский газопровод будет завершен в этом году и даст Польше вместе с терминалом СПГ независимость от российского газа. Он также оценил, что не все готовы как можно скорее отключить российский газ.

Глава польского правительства принимает участие в двухдневном неформальном саммите лидеров Евросоюза.Вечером он ответил на вопросы журналистов. Один из них касался вопроса о выходе ЕС из российского газа.

- Польша начала строительство Балтийского газопровода пять-шесть лет назад, и через шесть лет этот сложный проект будет завершен. (...) СПГ-терминал даст нам независимость от российского газа , - сказал Моравецкий.

Он напомнил, что Польша много раз предостерегала Европейскую народную партию и Германию от шантажа со стороны России и от продвижения «Северного потока» и «Северного потока-2».

Он добавил, однако, что не все страны ЕС хотят отказаться от газа из России: - В последние месяцы президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен много сделала для повышения независимости Европы от российского газа путем получения газа из Катара и Алжира, США и многих других источников. Я верю, что эти шаги приведут к тому, что мы сможем отключить кислород от российской военной машины и сможем стать независимыми от российского газа и российской нефти.

ППД / с

.90 000 ввод в эксплуатацию первого газопровода из России в Китай

2 декабря состоялось открытие поставок российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». В организованном по этому поводу телемосте приняли участие президенты России (Владимир Путин) и Китая ( Си Цзиньпин) . Создание инфраструктуры стало следствием подписания 21 мая 2014 г. 30-летнего контракта между «Газпромом» и китайской компанией CNPC на поставку 38 млрд м 3 газа ежегодно из России.

Первые поставки газа в Китай не означают конец проекта «Сила Сибири».Для достижения заранее запланированной максимальной пропускной способности еще необходимо построить несколько компрессорных станций, газопровод на участке Ковыкта-Чайанда и газоперерабатывающий завод. Максимальный законтрактованный уровень поставок будет достигнут не ранее 2025 года. Хотя проект приносит России определенную политическую пользу (это один из немногих конкретных проектов, реализуемых в рамках так называемого ``возвращения на Восток'', объявленного Президент Путин), сомнительно, что это также принесет ожидаемые экономические выгоды.«Сила Сибири» — один из самых дорогих инфраструктурных проектов, реализуемых в России — общая стоимость с российской стороны оценивается в 55–70 млрд долларов США; Более того, российские власти предоставили инвестиции ряд налоговых преференций. Газопровод вряд ли будет способствовать реальной диверсификации направлений экспорта газа «Газпромом», для которого Европа останется основным рынком сбыта. Неблагоприятные для российской стороны ценовые условия поставок в Китай ставят под сомнение рентабельность всего проекта, особенно в условиях диверсифицированной импортной стратегии КНР.Дополнительным вызовом для «Газпрома» станет конкуренция со стороны сжиженного газа из России — китайский концерн CNPC имеет доли в двух СПГ-проектах, реализуемых российской компанией «Новатэк». Перспективы возможного расширения «Силы Сибири» и реализации «Газпромом» других газопроводных проектов — «Сила Сибири 2» или «Сила Сибири 3». Однако нельзя исключать, что ситуация изменится, если трудности в газовом сотрудничестве между Китаем и государствами Центральной Азии (особенно с Туркменией).

Сила Сибири: незавершенный проект

Официальный пуск «Силы Сибири», организованный 2 декабря, завершает только первый этап проекта — ввод в эксплуатацию газопровода протяженностью 2,2 тысячи метров. км между месторождением Чаянда и городом Благовещенск. Только в 2023–2024 годах должен быть завершен участок протяженностью 793 км, соединяющий два восточно-сибирских месторождения (Ковыкта и Чаянда), которые должны составить сырьевую базу для поставок в Китай.Кроме того, для пропуска максимальных законтрактованных объемов газа потребуется строительство нескольких компрессорных станций – пока введена в эксплуатацию только одна (подробный график строительства всего газопровода можно найти в Приложении).

Сопутствующая газопроводу инфраструктура, в частности газоперерабатывающий завод в Амурской области и нефтехимический комплекс, которые построит «Сибур», еще не готовы.

Для подготовки добываемого газа необходимо строительство газоперерабатывающего завода.Строительные работы начались в октябре 2015 года, но ожидается, что первые две производственные линии будут готовы не раньше 2021 года; Всего на заводе предполагается оборудовать семь технологических линий мощностью переработки 7 млрд м 3 газа в год каждая. Проект строительства нефтехимического комплекса находится в начальной стадии реализации; окончательное инвестиционное решение еще не принято. Он предусматривает строительство завода по переработке этана для производства полиэтилена (1,5 млн тонн в год). Стоимость проекта на данный момент оценивается в 500 миллиардов рублей (ок.7,7 млрд долларов). 5 июня 2019 года между российской компанией «Сибур» и китайским концерном Sinopec было подписано соглашение о создании совместного предприятия, которое будет отвечать за эксплуатацию завода [1].

Еще одной проблемой является вопрос хранения газа, который необходим в случае сезонных колебаний поставок. Проекты в этой области в настоящее время находятся на стадии планирования; В мае 2017 года «Газпром» подписал три контракта с китайской компанией CNPC на проведение предварительных исследований по совместному строительству газохранилищ в Китае.

Дорогостоящие политические блага 90 014

Строящийся газопровод приносит России определенные внешнеполитические и внутриполитические преимущества. Это одна из немногих инвестиций, осуществленных в рамках так называемого вернуться на Восток. Таким образом, на политическом уровне Москва наверняка будет использовать его для демонстрации стратегических отношений с Пекином и как иллюстрацию пропагандистского тезиса о том, что хороший политический климат в двусторонних отношениях выливается в реальные экономические проекты.Запуск «Сибирской силы» и анонсы дальнейших совместных российско-китайских газовых проектов российское правительство также будет использовать как инструмент в отношениях с Западом — перспектива появления альтернативных рынков энергоресурсов на Востоке может служить инструментом элемент давления на западных партнеров. В контексте внутренней политики важно, что проект повышает уровень газификации страны.

Однако эти политические блага обходятся очень дорого.«Сила Сибири» — один из самых дорогих инфраструктурных проектов, реализуемых в России. Его общая стоимость должна была составить примерно 55 миллиардов долларов, а на самом деле может достигать 60-70 миллиардов долларов. Причем практически все это было на российской стороне; Заявления руководства «Газпрома» в июне 2014 г. о том, что китайская сторона досрочно выплатит причитающуюся за часть поставок газа сумму в размере 25 млрд долл., не подтвердились.

«Газпром» получил значительную государственную поддержку для реализации Восточной газовой программы.На основании специального акта от 24 ноября 2014 года для проектов концерна принят ряд преференций, в том числе нулевой налог на добычу газа (НДПИ) из месторождений, составляющих сырьевую базу для поставок в Китай, действующий в течение 15 лет. лет с момента начала их эксплуатации в производственных целях, а также нулевой ставки налога на имущество для газопроводной инфраструктуры и всех газотранспортных и перерабатывающих объектов и установок, расположенных на территории Якутии, Иркутской области и Амурской области [2] .

90 013 Прибыль субподрядчиков и 90 014 90 013 сомнительная прибыль Газпрома 90 014

Реализация проекта принесла пользу компаниям, участвующим в нем. Строительство «Силы Сибири» было разделено между двумя частными компаниями: «Стройтрансгаз» (ныне «Стройтранснефтегаз»), который примерно на 50% контролируется семьей Геннадия Тимченко, и «Стройгазмонтаж», принадлежащий Аркадию Ротенбергу. Они оба близкие друзья президента Путина.

С другой стороны, перспективы получения экономической выгоды самим «Газпромом» сомнительны.Хотя цена поставок российского газа в Китай, заключенная в мае 2014 года, является коммерческой тайной, их экономическая целесообразность была поставлена ​​под сомнение на момент заключения договора [3]. По сообщениям СМИ, формула ценообразования предполагала привязку цены на газ как к ценам на сырую нефть, корзину нефтепродуктов, так и к спотовым ценам. На момент заключения контракта цена на нефть была выше 100 долларов за баррель (сейчас чуть выше 60 долларов), а цены на газ на азиатских биржах были более чем в два раза выше, чем сегодня.Поэтому заявления руководства «Газпрома» от июня 2014 года о том, что стоимость контракта составляет 400 миллиардов долларов, вызывают сомнения. Кроме того, хотя благодаря «Силе Сибири» компания получает доступ к новому рынку сбыта, открытие этого газопровода лишь незначительно будет способствовать реальной диверсификации экспортных направлений в ближайшее десятилетие.

Запуск «Силы Сибири» состоялся в соответствии с графиком, принятым в 2014 году, но в первые годы эксплуатации объем экспорта газа в Китай не будет значительным и ожидается следующим:- 5 млрд м 3 , в 2021 г. - 10 млрд м 3 , а в 2022 г. - 15 млрд м 3 . Пункт «бери или плати» предусматривает получение китайской стороной сырья на уровне не ниже 85%. Согласно заявлениям Газпрома, максимальные законтрактованные поставки не должны быть достигнуты до 2025 года. Кроме того, даже 90 013 при сохранении экспорта российского газа по трубопроводной системе европейским потребителям и Турции на текущем уровне (около 200 млрд м 3, в год), максимальный действующий законтрактованный предел экспорта по трубопроводу в Китай будет означать, что ок.16% всего экспорта концерна.

Неясные перспективы остальных восточных проектов Газпрома 90 014

По остальным проектам «Газпрома» на Дальнем Востоке подвижек пока нет. Вопреки заявлениям, сделанным в 2015 году, отсутствие контракта на поставку российского газа, т.н. западный маршрут. Этот проект теперь называется «Сила Сибири 2» (ранее использовалось название «Алтай»). 8 мая 2015 г. заключено предварительное соглашение о рамочных условиях контракта (контракт сроком на 30 лет на поставку 30 млрд куб. м 3 газа ежегодно).

Аналогичная ситуация и в случае с объявленным «Газпромом» в мае 2015 года проектом поставок газа с Дальнего Востока в Китай под названием «Сила Сибири 3». Форум во Владивостоке 3 сентября 2015 г. Они были дополнены предварительным согласованием рамочных условий договора поставки. Однако контракт до сих пор не заключен, хотя было заявлено, что он будет подписан до конца 2018 года. В августе 2018 года«Газпром» поручил подготовить проектную документацию.

Перспективы укрепления газового сотрудничества с Китаем ограничиваются в случае с «Газпромом» двумя факторами: активностью «Новатэка», который сотрудничает с китайской компанией CNPC по СПГ-проектам, и импортной стратегией Пекина в газовой сфере.

CNPC является акционером обоих крупных экспортных проектов «Новатэка» — в запущенном в 2017–2018 годах заводе по сжижению газа «Ямал СПГ» ей принадлежит 20% акций, а в терминале «Арктик СПГ 2», который должен заработать в 2023–2026 годах, — 10%.Кроме того, в проекте «Ямал СПГ» участвует китайский государственный фонд «Шелковый путь» (9,9% акций). Китайские банки также оказали финансовую поддержку реализации этого проекта в размере 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней (эквивалент 1,4 млрд долларов США).

Еще одним ограничением является импортная стратегия Пекина в газовом секторе, основанная на диверсификации источников поставок газа. По данным на 2018 г. Китай ежегодно импортирует около 126 млрд м3 3 газа, из них ок.50 млрд м 3 импортируется по трубопроводам (около 47 млрд м 3 из Центральной Азии; около 3 млрд м 3 из Мьянмы), и менее 76 млрд м 3 в виде СПГ. При этом уровень потребления этого сырья в Китае в настоящее время ниже, чем предполагалось еще несколько лет назад — в 2018 году он составил 280 млрд м 3 . Уже в октябре 2015 г. прогнозы были скорректированы, снизив прогнозируемый спрос на 2020 г. с 400 млрд куб.

Таким образом, шансы новых российско-китайских газопроводных проектов будут определяться позицией Китая, который пока не проявляет особого интереса ни к одному из них. Ситуация может измениться, если обострятся проблемы в газовом сотрудничестве КНР со странами Центральной Азии, особенно с Туркменистаном. Уже в последнее время наблюдаются задержки в расширении трубопроводной системы, соединяющей страны этого региона с Китаем [5]. Экономические проблемы Туркменистана, в свою очередь, выражаются в периодическом сокращении объемов поставок газа в КНР [6].

О растущем интересе Пекина к реализации новых газопроводных проектов свидетельствуют заявления президентов России и Китая, сделанные в сентябре 2018 года в ходе Экономического форума во Владивостоке. Тогда же оба руководителя поручили «Газпрому» и CNPC ускорить переговоры по реализации проекта «Сила Сибири 2 [7] ». В свою очередь, президент «Газпрома» Алексей Миллер в октябре 2018 года заявлял, что в случае необходимости компания готова увеличить пропускную способность «Силы Сибири» на 5–10 млрд кубометров 3 газа ежегодно.

Однако, принимая во внимание специфику российско-китайских энергетических переговоров, пока ожидать быстрых решений не приходится. Нет уверенности и в том, что еще один инфраструктурный проект, реализуемый «Газпромом» с китайскими партнерами, принесет России ощутимую экономическую выгоду.

ПРИЛОЖЕНИЕ. График реализации проекта «Сила Сибири»

Карта. Газовые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока и инфраструктура 90 014

.

Смотрите также