Вентиляция подземных автостоянок


ВЕНТИЛЯЦИЯ ПАРКИНГА

Количество транспортных средств на дорогах нашей страны увеличивается с каждым днем, что делает тему паркинга все более острой и злободневной. Размещение всех автомобилей на открытой уличной площадке просто не представляется возможным, в связи с чем неумолимо возрастает потребность в строительстве крытых многоуровневых парковок.

Столь плотно вошедшие в жизнь современных мегаполисов подземные паркинги, несмотря на их широкую распространённость, являются местом специфическим и потенциально опасным. Отсутствие контроля за концентрацией угарного газа и недостаточная подача свежего воздуха могут нанести существенный урон здоровью человека и даже привести к летальному исходу. 

Крытые парковки подразделяются на наземные и подземные.

Наземные стоянки – это одно- или многоэтажная постройка, имеющая кровлю и перекрытия.

Наземная парковка

Подземная парковка представляет собой одноярусную или многоярусную площадку для размещения автомобилей, расположенную ниже уровня земли. К организации таких парковок прибегают в мегаполисах, где автомобилей и строений существенно больше, чем места для их размещения.

Подземная парковка

Важно!На этажность закрытого паркинга накладываются ограничения. В случае наземной стоянки предельно допустимым является 9-ти этажное строение; подземная парковка может иметь не более 5-ти уровней.

ТИПЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ СИСТЕМ

Для обеспечения необходимого воздушно-климатического режима на парковках могут быть применены следующие типы вентиляции автостоянок:

  • смешанная
  • принудительный приток, естественная вытяжка
  • естественный приток, принудительная вытяжка
  • полностью механическая

Так как наземные парковки чаще всего они являются полуоткрытыми, то, как правило, на них используется комбинация естественного и принудительного вентилирования воздуха. Поступление свежих воздушных масс происходит естественным образом, для удаления отработанного воздуха устанавливаются вытяжные вентиляционные системы.

Более сложной и трудоемкой задачей является вентиляция воздуха на подземных автостоянках. В случае одно- или двухуровневой подземной парковки при определенных условиях можно обойтись смешанной вентиляционной системой. Но, как правило, прибегают к полностью механической системе воздухообмена.

Для обеспечения непрерывной вентиляции воздуха на подземных парковках должны использоваться мощные вентиляционные агрегаты, рассчитанные на беспрерывную работу в течение продолжительного периода времени. Распространенным является использование центробежного или канального осевого вентилятора. Для вентиляции отдельных залов небольшой площади могут быть установлены устройства средней мощности.

Перейти в каталог вентиляционного оборудования

Перейти   

На применение естественной вентиляции накладывает ограничение количество парковочных мест стоянки. На парковке площадью более 50 м2 вентилирование воздуха в обязательном порядке осуществляется полностью механическим способом.

НАЗНАЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКОВКИ

Основным назначением системы вентиляции паркинга является непрерывная подача свежего уличного воздуха взамен отработанного (содержащего пыль, грязь, вредные вещества и различные выхлопы).

Вентиляция парковки

Закрытая парковка является местом повышенной опасности, что обусловлено особенностями автотранспортных средств. При этом паркинги могут быть обустроены в различных местах, что требует применять к каждой стоянке индивидуальная методику проектирования вентиляции.  

Основополагающим критерием при осуществлении расчета вентиляции стоянок автомобилей является объем удаляемых дымовых газов от автомобилей. 

Установить вентиляцию на парковке могут только высококвалифицированные специалисты, имеющие за спиной не один год опыта работы в данной сфере.

НОРМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКИНГА

Вентиляция паркинга выполняется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • СНиП 21-09-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
  • СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей»
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»
  • НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  • МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» (для стоянок, расположенных в г. Москва)
  • ОНТП 01-91 «Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта»
  • ВСН01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ СТОЯНОК

Парковка и ее окрестность являются местами с ухудшенными экологическими показателями. Главная проблема – это выделение дымовых газов от работающих автомобилей. Расчет вентиляции гаражей и автостоянок необходимо выполнять из условия поддержания концентрации угарного газа на уровне, не превышающем ПДК.

ВАЖНО! Согласно нормам, ПДК оксида углерода составляет 20 м3/ч

Превышение предельно допустимой концентрации приведет к отравлению людей, находящихся на территории парковки, угарными газами.

ЗАДАЧИ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКИНГА

Основным назначением системы вентиляции подземной автостоянки является:

  • Поддержание концентрации оксида углерода (СО) на уровне, не превышающем предельно допустимый
  • Предупреждение накопления легковоспламеняющихся газов с целью предотвращения пожара или взрыва

Оксид углерода, являясь компонентой атмосферного воздуха, несет в себе угрозу для здоровья и жизни людей. Угарный газ – это продукт горения, который входит в состав выхлопных газов, вырабатывающихся в двигателе автомобиля. Попадая в организм человека, он активно образует химическое соединение с гемоглобином, блокируя тем самым передачу кислорода клеткам тканей, что приводит к удушью.

Помимо моноокиси углерода в воздухе, заполняющем помещение паркинга, также имеются другие горючие газы такие, как метан Ch5, пропан C3H8, пары бензина и нефтепродуктов (Ex). Всвязи с чем существует угроза превышения их довзрывной концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) газов в воздухе рабочей зоны зафиксированы в нормативном документе

  • ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ воздухе рабочей зоны»

Держать вентиляцию парковки с целью предупреждения накопления вредных выбросов постоянно включенной требует высоких денежных затрат на электроэнергию. Выходом является автоматизация вентиляции подземной автостоянки.  Для этого вентиляционная система должна быть дополнена различными датчиками.

Для контроля концентрации содержащихся опасных веществ и для оповещения в случае превышения нормы на закрытых парковках устанавливаются газоанализаторы, которые, исходя из состава воздуха парковки, будут автоматически включать систему вентиляции по мере необходимости.

ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ СТОЯНОК

Автомобильная стоянка является местом с высоким риском возникновения пожара. С целью предотвращения вредоносного воздействия продуктов горения на людей, а также на материальные объекты, находящихся на территории паркинга, должна быть обеспечена противодымная защита.

Система противодымной вентиляции паркинга должна блокировать и ограничивать распространение огня в безопасные области для создания возможности беспрепятственно покинуть зону возгорания. Противодымная вентиляция стоянок должна быть автономной для каждого отсека. В принципиальную схему должны быть встроены элементы дымоудаления.

Для эффективной защиты в случае возникновения возгорания применяются:

  • промышленные вентиляторы дымоудаления,
  • противопожарные клапаны (КПУ),
  • огнестойкие воздуховоды (в огнезащите),
  • шахты для приема дыма.

Противодымная вентиляция стоянок легковых автомобилей регламентируется нормативным документом: НТБ 105-03

РАСЧЕТ ВЕНТИЛЯЦИИ АВТОСТОЯНКИ

  • Проектирование вентиляции закрытых автостоянок является мультифакторным процессом, который направлен на одновременное выполнение целого ряда сложных задач. Исходными данными для выполнения правильного и точного расчета выступают:
  • Поэтажный план парковки
  • Схема расположения парковочных мест и маршрута движения транспорта
  • Общее количество парковочных автомобилей, на которые рассчитана стоянка
  • Расположение аварийных выходов
  • Расположение пандусов, лифтовых шахт, оконных проемов, рампы, пилонов
  • Процентное соотношение общего количества выездов и заездов в час пик к числу парковочных мест (отдельно для теплого и холодного времени года)
  • Среднее время движения автомобиля по территории паркинга

Схема вентиляции парковки

ВАЖНО также учитывать, является автомобиль прибывающим на стоянку или же покидает ее. Транспортное средство, выезжающее с паркинга, работает на «холодном» непрогретом двигателе, что сопровождается объемными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Двигатель въезжающей на парковку машины прогрет, потому загрязнение воздуха становится относительно небольшим.

При оценке среднего количества автомобилей, одновременно перемещающихся по территории стоянки, следует учитывать тип объекта, который данная стоянка обслуживает. Так для жилых многоэтажных домов данный показатель варьируется в пределах от 3 до 5%, в то время как для торговых центров, кинотеатров, спортивных стадионов в определенные часы этот критерий возрастает до 15-20%.

Система вентиляции подземной парковки, расположенной в каком-либо здании (жилой дом, торговый центр и т.д.) должна быть автономной и не входить в общую систему воздухообмена данной постройки. Воздухообмен парковки обеспечивается мощной вытяжной системой с помощью стальных воздуховодов большого диаметра и дефлекторов.

При этом отработанный воздух, забираемый из жилых помещений, лишь частично выбрасывается в атмосферу. Другая его часть смешивается со свежим воздухом и подается в помещение стоянки. За счет данной рециркуляции осуществляется экономия эксплуатационных затрат на подогрев холодного уличного воздуха в зимний период.

Проектирование вентиляции подземного паркинга начинается с составления технического задания, которое должно в дальнейшем быть одобрено органами местного управления и заказчиком.

В перечень документов, входящих в техническое задание, входят:

  • нормативные документы, на основании которых производятся расчеты,
  • индивидуальные требования заказчика данного проекта,
  • решения, которые полностью или частично удовлетворяют СНиП,
  • исходные данные для проектирования (характеристика наружного и внутреннего воздуха, количество выделяющихся вредных веществ в единицу времени, категория помещения по классу пожарной опасности).

Объемный расход необходимого приточного воздуха:

Определение необходимого объема приточных воздушных масс осуществляется с учетом многих факторов. Представим к рассмотрению два примера расчета вентиляции автостоянки: по кратности воздухообмена помещения и по концентрации угарного газа.

1) по кратности воздухообмена

,

где  n -необходимая кратность воздухообмена,

       V – объем помещения стоянки.

Кратность воздухообмена определяется в соответствующих нормативных документах. Минимальное значение для парковки равно  = 4.

2) по содержанию угарного газа

Необходимое количество свежего воздуха напрямую зависит от концентрации угарного газа на территории парковки. Требуемое количество приточного воздуха, исходя из содержания СО во внутреннем воздухе, можно рассчитать по формуле:

где  k – параметр учета времени пребывания людей на стоянке,

       Vco – количество угарного газа, м3/ч.

Параметр k может принимать различные значения. При этом чем дольше человек находится на стоянке, чем больше величина данного коэффициента.

Количество окиси углерода определяется из соотношения:

 , 

 –  C1 число парковочных мест на территории парковки,

 –  L1 среднее расстояние, которое проезжают автомобили от въезда до стояночного места,

 – C2 общее количество транспортных средств, перемещающих по парковке,

 – L2 средняя дистанция между автомобилями, проезжающими по стоянке.

3) выбор величины необходимого воздухообмена

При проектировании вентиляционной системы из всех полученных значений выбирается максимальный объемный расход приточных воздушных масс. Окончательным вариантом принимается ближайшее большее значение, определенное в таблице нормативного документа.

Стоянка относится к классу помещений, воздухообмен в которых, в первую очередь, направлен не на создание комфортного микроклимата. Основным назначением вентиляции парковок является создание и поддержание безопасных условий для нахождения человека.Данный результат возможен только при наличии грамотного расчета и качественного проекта вентиляционной системы парковки, который могут осуществить только квалифицированные специалисты данной области. 

Получить бесплатно консультацию инженера по вентиляции парковки

Получить!

www.ads-vent.ru

Вентиляция автостоянок

20.12.2017

Для того чтобы обеспечить должные условия сохранности автотранспортной техники, необходимы качественные, отвечающие всем требованиям, условиях система вентилирования.

  • Система должна поддерживать идеальную влажность, температуру, удалять вредные вещества, обеспечивать обмен воздуха на высоком уровне.
  • Подземные стоянки, паркинги, большие гаражи — всё это должно в обязательном порядке оснащаться приточно-вытяжной вентиляцией. Для гаража и подземной стоянки вытяжная вентиляция является достаточной мерой обеспечения воздухообмена.
  • На автостоянках подземного типа вентилирование также выполняет задачи системы воздушных отоплений. В отличие от жилых помещений, площадь автостоянок довольно большая, но необходимые условия более щадящие для вентиляционных конструкций — температуры 5-8 градусов здесь будет вполне достаточно. Однако к воздухообмену подземной вентиляции требования довольно высокие — для одного автомобиля нужна продуктивность порядка 150 кубометров воздуха в час.

Требования и нормы

Правила проектирования и нормы касательно стоянок регулируются требованиями СНиПа 2.07 и СНиПа П89.

Стоянки могут размещаться как пристройки к зданиям, выполняющим другие функциональные задачи. Исключение составляют помещения, отмеченные как пожароопасные (химические предприятия и т.д.). СНиП 2101 регулирует все правила и нормы, в том числе нормы вентиляции подземных автостоянок.

Противопожарное расстояние от открытой площадки (которая может содержать навес) предназначенной для стоянки автотранспорта до здания, в котором работает крупное предприятие должно составлять:

а) если помещение производственного типа:

  • Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
  • Не менее 5 метров, если здание 4 степени огнестойкости класса с0 и с1, при этом стены не содержат проемы;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

  • Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
  • Не менее 15 метров, если здание другого типа

Максимально допустимыми концентрациями угарного газа в помещении, где хранится автотранспорт являются:

  • 20 миллиграмм на кубометр, если стоянка индивидуальная (эта норма распространяется и на личные гаражи).
  • 50 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более часа. Это касается стоянок, которыми пользуются кратковременно, например, паркинг офисного центра.
  • 100 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более получаса.

Дистанция между площадкой с автотранспортом и сооружениями 1,2 степени с огнестойкостью с0, на территории СТО не поддается нормированию.

Наземные стоянки предусмотрены не больше девяти этажей в высоту, подземные допускается конструировать глубиной не больше пяти этажей.

Задачи

В помещении, в котором хранится автомобиль, допускается размещение приточно-вытяжных вентиляционных систем. Основными задачами этой системы является:

  • разбавить воздух, содержащий окиси углерода;
  • удалить вредоносные газы;
  • обеспечить санитарные и гигиенические нормы.

При проектировании вентиляционной системы берется в расчет общее количество выделяемых вредных веществ и время, в течение которого внутри могут пребывать люди. Именно с расчетом на человека допускаются либо отклоняются те или иные предельно-допустимые концентрации угарного и углекислого газа.

Эти нормы диктуются СНиПами:

  • 20 мг. на куб., если стоянка индивидуальная (эта норма распространяется и на личные гаражи).
  • 50 мг. на куб., если работа внутри будет протекать не более часа. Это касается стоянок, которыми пользуются кратковременно, например, паркинг офисного центра.
  • 100 мг. на куб., если работа внутри будет протекать не более получаса.

Расход вытяжных воздушный масс при вентиляции в подземном паркинге должен составлять не менее 150 кубометров воздуха в час на 10 квадратных метров (в среднем — площадь парковочного места для одного автомобиля).

Система дымоудаления

Угарный газ — крайне вредное вещество. Но, это далеко не единственный вид газообразного яда, который вызывает серьезнейшую опасность для человека. Следует отметить синильную кислоту, она образовывается при сгорании веществ, содержащий высокий процент азота. Шерсть, шелк, нейлон, пенопласты, целованы, полиуретаны — всё это далеко не полный список веществ, при сгорании которых в воздухе в десятки раз растет процент синильных кислот.

Но это еще далеко не все причины, по которым люди не всегда, к сожалению, успевают покинуть автостоянку во время пожара. Во время горения автомобиля выделяются такие вещества как соляные кислоты и фторводород. Обе эти кислоты, вместе с синильной, способны убить человека буквально за несколько вдохов. При этом, порой, первый вдох, может лишить сознания сразу же. Как известно, автомобиль сгорает очень быстро, причиной этому не только бензобак, но и салон, который содержит такое количество полиуретана и пластика, что представляет собой фактически небольшую химическую лабораторию. Что будет с людьми находящимися на закрытой стоянке, если начнут гореть несколько автомобилей — страшно даже представить.

Что следует учесть? Прежде всего, нужно понимать, что угарный газ при сгорании под довольно высоким давлением вытесняет кислород, а для того, чтобы человек мог жить, именно этот кислород как раз и нужен.

Система удаления дыма должна не только с максимальной мощностью выводить вредные газы, но и вводить в помещение новый кислород. Чем выше будет давление нагнетания свежего воздуха, тем выше будет скорость высасывания газов.

Существует схема защиты от дыма, называемая «сандвич». Функциональная схема изображается снизу. Принцип довольно прост и эффективен — в помещении, в котором появился очаг возгорания, давление снижается, при этом на верхнем и нижнем этажах оно, наоборот, нарастает.

На стоянке должны присутствовать датчики и системы:

  • датчик, обнаруживающий дым, огонь и газ;
  • система аварийной сигнализации;
  • система автоматического тушения;
  • система вентиляции автостоянок;
  • защита стен, пола и потолка огнестойкими веществами;
  • системы, отводящие дым и высокие температуры из помещения;

Только полное сочетание систем безопасности способно предотвратить ужасные последствия отравления дымом и вредными газами.

Расчет вентиляции автостоянок

Одним из самых важных параметров, который необходим для разумного проектирования систем вентиляции паркинга, является общее число машин, одновременно передвигающихся вдоль территорий автостоянки. Это число различно, везде для примера расчета, учитывают разные значения:

  • На стоянке торгового центра: около 5% от всех автомобилей;
  • На стоянке жилого дома: около 3% от всех автомобилей;
  • Залы, аэропорты, стадионы: около 20-30% от всех авто.

Все вентиляционные системы имеют главную задачу — максимально снизить уровень содержания угарного газа в помещении. В случае, когда воздухообмен необходим особо повышенной мощности (а мы уже убедились, что именно такой воздухообмен чаще всего и должен быть), в расчет также необходимо брать уровень энергопотребления. Ведь помимо датчиков и систем безопасности нужно также, чтобы работали моторы вентиляторов; многие из них должны работать на повышенной мощности — это означает, что мощности проводки должны выдерживать максимальные нагрузочные параметры вентиляторов. Все реле напряжения и стабилизаторы не должны выключаться, когда все двигатели вентиляторов одновременно включатся.

 Вентиляция наземных автостоянок

Вентиляционные системы наземных стоянок автомобилей могут быть классифицированы по типам воздухообменов. Существует три типа систем:

  • система механического притока воздуха и вытяжки;
  • система механического притока воздуха и естественной вытяжки;
  • система естественного притока воздуха и механической вытяжки;

Решение касательно того, какая именно вентиляция будет внедрена в проект, должно быть согласовано с заказчиками и вписано в технические задания непосредственных разработчиков.

Размещать все технические устройства предусмотрено в отдельных вентиляционных камерах, в одном радиусе с обслуживаемым пожарным отсеком.

Вентиляция подземных автостоянок

Подземные автостоянки представляют собой конструкции, размещенные, как правило, под торговыми центрами или офисными помещениями. Подземный паркинг обладает либо автономной системой вентилирования (что крайне желательно), либо вентиляцией имеющей общие ответвления каналов с главным наземным зданием (что является грубым нарушением).

Проектирования и монтаж воздуховодов желательно производить еще на первых этапах строительства под землей. При этом, нужно учесть ряд требований:

  • Система воздушного обмена должна быть автономной от главного помещения.
  • Все приточные и вытяжные системы должны включатся в автоматическом режиме, и обладать датчиками, реагирующими на вредные газы.
  • Система вентилирования должна содержать особо мощные промышленные вентиляторы.
  • Система должна содержать противодымные обратные клапаны.

Системы вентилирования подземных стоянок и паркингов должны быть рассчитаны на обеспечение помещения воздухом по схеме 220 кубических метров в час (для одного автомобиля). Все дополнительные механизмы и устройства (лестницы, лифты, встроенные пункты шиномонтажа или кафе) должны проектироваться с учетом всех норм и СНиПов. Вентиляция должна быть рассчитана не только на автомобили и тот процент людей, которые периодически входят на парковку, но и тех, кто постоянно там работает — вахтеры, охранники и др.

Вентиляция автостоянок Ссылка на основную публикацию

aeroclima.ru

Обустройство вентиляции автостоянок

Подземные стоянки нуждаются в постоянной очистке воздуха от выхлопных газов. Вентиляция паркинга проводится круглые сутки. Резервные вентиляторы обеспечивают очистку воздуха в случае поломки основных систем.

Автостоянки нуждаются в постоянной очистке воздуха от выхлопных газов

Вентиляция подземных стоянок – залог безопасности водителей и работников паркинга. Для подземных автостоянок разработана особая схема вентиляционных труб с защитой от пожара и повреждений.

Вентиляции для крытых стоянок

Для автостоянки устройство вентиляции или подземного паркинга стоит на первом месте, ведь выхлопные газы опасны для дыхательных путей любого человека. Нормы, установленные законодательством, определяют строительство и конструктивные особенности паркингов.

Нормативные документы – это основа, из которой составляется план строительных работ. Все установленные устройства должны обеспечивать пожарную безопасность для водителей автомобильного транспорта. Важно, чтобы очистка воздуха соответствовала всем экологическим нормам. Автостоянки – это место повышенной опасности для человека.

Устройство паркинга проводится в несколько этапов. Крытые стоянки состоят из нескольких частей, которые строятся по отдельности. Любые автостоянки начинаются с разработки основного технического помещения. Расчет вентиляции производится на начальном этапе строительства.

Нормы по проектированию стоянок согласовываются с заказчиком и государственными органами надзора. Автостоянки не строятся только с естественной вентиляцией, ведь большие нагрузки простой воздуховод выдержать не в силах. На парковке устанавливаются специальные датчики, которые отвечают за уровень температуры на территории парковки.

Парковка вне зависимости от размеров и основных показателей нуждается в резервных генераторах, которые обеспечивают бесперебойную работу вентиляционных систем. Перед началом строительства в обязательном порядке рассчитываются:

  • основные параметры и характеристики наружного воздуха и воздушных масс внутри здания;
  • тепловая нагрузка по всей парковочной площади;
  • общее количество вредных веществ, которые попадают в воздух на автостоянках;
  • категория каждого помещения;
  • функциональные особенности строения и здания;
  • возможные опасности, которые угрожают любому человеку, который посещает автостоянку.

Пример парковок, которая функционируют долгие годы, включает вентиляционную систему, состоящую из разных систем. Выводящие трубы занимаются отводом загрязненного воздуха, а через трубопроводы и фильтр очищенный кислород попадает обратно в помещение.

Автономная автостоянка, не зависящая напрямую от городских коммуникаций, рассчитана на большие нагрузки. Любые поломки внутри слаженной системы должны запускать резервные системы. Паркинги обустроены датчиками, которые контролируют уровень влажности и температурный режим в помещении.

Для строительства подземной стоянки разработаны специальные нормативы. Документы, с помощью которых можно определить категорию помещения и возможные опасности. Угрозы учитываются на этапе проектирования всех помещений в подземном паркинге. Любая система должна быть защищена от пожаров. Автостоянкам без правильной вентиляции угрожают непросто пожары, но и целые аварийные ситуации, которые могут навредить не одному человеку.

Автостоянки без правильной вентиляции подвержены аварийным ситуациям

Подземная стоянка, в которой могут храниться автомобили относятся к помещениям класса В 1. Пожароопасные помещения или взрывоопасные здания отмечаются особыми категориями, что возлагает на их владельцев особую ответственность. Защитить стоянки первостепенная задача заказчика проекта паркинга. Какую вентиляцию стоит установить внутри стоянки, которая находится под землей?

Требования и нормативные документы для вентиляции автостоянок

Вспомогательные и технические помещения также получают свой определенный класс. С помощью условного разделения каждой части паркинга, автостоянки можно обустроить нужными коммуникациями. Нагрузка на вентиляционную систему вычислить нелегко, ведь в больших зданиях расчеты проводятся по особой схеме. Учитывается нагрузка на каждую комнату, будь то склад или место отдыха персонала.

На стоянке комплексное устройство очистки воздуха и регулировки влажности проходят обязательную запланированную диагностику раз в несколько месяцев. С законодательными нормами просчитать мощность необходимых вентиляторов значительно проще.

Помещения для мойки автомобилей или осмотра автомобильного транспорта относятся к категории В 2.

Вентиляция в таких частях здания устанавливается самая простая по конструкции. Главная задача вентилятора – своевременно производить забор воздуха и очищать тот кислород, который обратно поступает в помещение.

Дополнительные комнаты, для которых необходимо устроить общую вентиляционную систему:

  • мойка автомобильного транспорта;
  • пост технического осмотра (их может быть сразу несколько в зависимости от размеров здания и паркинга);
  • помещения для мелкого технического ремонта;
  • комнаты обслуживания для работников автостоянок;
  • кладовые и складские помещения.

Расчеты по норме кислорода на таких комнатах проводятся по стандартным формулам, как для жилого дома или автомойки. Повышенная влажность на небольших мойках, которые могут располагаться внутри паркинга, убирается с помощью вентиляции и правильного воздухообмена. Никакая плесень или грибок не угрожает человеку – работнику или клиенту.

Расчётом параметров по воздухообмену занимаются специалисты, которые ознакомлены со всеми нормативными актами. На примере функционирующих автостоянок можно совершить основную часть расчета мощности вентиляционных систем.

Помещения, которые непосредственно не относятся к стоянкам, ограждаются от паркинга огнеупорными стенами. За пределами стоянки по общему расчету проводится вентиляционная система канального типа. Залог правильного воздухообмена – отсутствие застойных зон, сквозняков и быстрый забор грязного воздуха.

Подземная стоянка

Расчетом вентиляционной системы занимаются сразу несколько специалистов.

Расчетом вентиляционной системы занимаются сразу несколько специалистов

Готовый план получает одобрение от заказчика, подрядчика и законодательных органов. Без расчетов вентиляционная система строиться не может.

Все помещения, которые не относятся к стоянке и ограждены специальной защитой, оснащаются дополнительными клапанами. На случай поломок перед основными помещениями устанавливаются шлюзы. Тамбур, в который поступает наружный воздух в случае пожара, очищается отдельными вентиляторами. В условиях быстрого распространения огня, такая система защитит соседние части здания.

Высота стоянки определяет мощность вентиляторов. Для примера берутся стандартные расчеты, в которых средняя высота паркинга составляет не менее 2 метров на один автомобиль. Исходя из технических характеристик, можно просчитать количество устройств для очистки воздуха в вентиляционных шахтах.

Примеры расчетов и основные характеристики позволяют избежать серьезных ошибок на этапе строительства. Вентилятор для небольших автостоянок подбираются с жаростойких материалов, которые выдержат высокие температуры окружающего воздуха.

Расчетные данные для закрытых автостоянок помогут провести монтаж системы до сдачи объекта в эксплуатацию. Установка общей системы вентиляции, которая проходит через все здание, пройдет с осложнениями, если не учитывать переходящую нагрузку. Обустраивать одинаковые по комплектации системы в складских помещениях и непосредственно на стоянках нельзя.

В части здания с категорией В 1 вентиляция устанавливается только на три этажа. Сооружения большей конструкции сделает отдельные ее части неэффективными. К клапанам воздуховода выставляются отдельные требования по пожарной безопасности.

Проектирование стоянок для автомобильного транспорта

Закрытые стоянки состоят из десятка различных помещений. Объединять комнаты и помещения для технического обслуживания в единую вентиляционную систему можно, но только соблюдая нормативные акты.

Помещения для хранения автомобильного транспорта может объединяться со вспомогательными отсеками здания площадью не больше 200 метров квадратных. Во всех случаях необходимо устанавливать защитные клапаны, которые могут предотвратить пожар. Воздуховод без обратного клапана в паркингах не устанавливается.

Закрытая стоянка – это место скопления выхлопных газов и пыли, которая попадает в воздух от мусора и машин. Постоянная работа транспорта приводит к высоким показателям воздуха в помещении, отведенном под хранение автомобильного транспорта. Слишком высокая и низкая температура также недопустима для общего температурного режима в помещении паркинга.

Загрязнение воздуха пылью или грязью вредит дыхательным путям человека. Без проветривания в помещении скапливается много токсических и опасных веществ, которые без труда попадают в организм водителя через дыхание. Избежать опасных последствий для людей, которые хранят машины на крытых стоянках, поможет вентиляционная система, которая производит забор грязного воздуха раз в десять минут.

Повышенная мощность выбранных устройств объясняется тем, что скопленные газы могут стать причиной пожара или взрыва. Струйная вентиляция исключает случайное воспламенение автомобилей или частей здания. Для струйной системы предусмотрены резервный вентилятор или вытяжные шкафы. Дополнительные детали улучшают работу вентиляции в несколько раз.

Обустройство вентиляционных систем

Струйный вентилятор или другая комплексная система занимается сразу двумя функциями. Забирая загрязненный воздух и отправляя его в шахту, система возвращает очищенный кислород обратно в помещение. Струйную систему трудно заменить схожей системой, особенно в больших, многоуровневых паркингах. Для струйных вентиляционных систем для парковочных зданий используют несколько труб, которые равномерно запускают очищенный воздух обратно в помещение.

Для стоянок закрытого типа характерны резкие перепады температуры. Зимой воздух нужно подогревать, а летом охлаждать. Такие требования обеспечивают специальные установки, которые крепятся к выводному клапану. Струйные вентиляции для закрытой стоянки работают по принципу приточно-вытяжных вентиляторов.

Действуют вентиляции на разбавление, удаление газов и вредных веществ. Для соблюдения санитарных условий – обязательное условие снижение концентрации опасных примесей в воздухе.

Всего требования к вентиляции делятся по следующим характеристикам:

  1. Технологическое задание. Основным показателем вентиляции, с технической точки зрения, является показатель количества выделяющихся вредных веществ.
  2. По нормам проектирования. Длительность пребывания людей (водителей или персонала на автостоянке) определяет нормативы, которые учитываются во время проектирования будущего здания. Определяются предельно допустимые концентрации опасных веществ.
  3. По санитарным нормам. Опасность, которая угрожает человеку, определяется санитарными актами.

Санитарные акты определяют уровень опасности, угрожающей человеку

Перед началом строительства следует учесть количество работающего персонала. Каждый работник, который будет находиться в непосредственной близости с паркингом, подвергается риску. Дышать пылью и выхлопными газами вредно для дыхательных путей и организма человека в целом.

Строение паркинга зависит от количества мест для автотранспорта, но расстояние между парковочными местами и высота каждого этажа подбирается под тип вытяжки и вентиляционных систем. Диагностика очистителя воздуха проводится не реже, чем раз в полгода. Трубы и шахты нуждаются в прочистке от осевшей пыли или зачистки от коррозии. Для вентиляции подбираются прочные пластиковые трубы.

Норма очистки воздуха на стоянках

Вся вентиляция многоэтажных автостоянок не должна мешать работе паркинга. Нормативные документы созданы для повышения защиты работающего персонала и водителей. От габаритов стоянки зависят требования к вентиляционным системам.

Для стоянок, которые находятся в индивидуальном использовании, предельно допустимая концентрация составляет 20 мг на метр кубический воздуха. На таких стоянках образуется минимальное количество загрязняющих веществ и пыли. Устанавливать на частных паркингах дорогостоящие и габаритные установки для очистки воздуха не стоит.

Для стоянок, на которых хранятся автомобили на короткий срок (возле офисов или торговых центров) норма составляет 50 миллиграмм веществ на один кубический метр воздуха. Длительность пребывания человека в закрытом помещении при такой концентрации не должна составлять больше часа. Паркинг общего назначения не опасен, если ограничить время пребывания на стоянке.

Предельно допустимая концентрация веществ на рампах составляет 100 миллиграмм на 1 кубический метр воздуха. Пребывать в помещении с загрязненным воздухом можно не больше получаса. Все нормативы принимаются с расчетом, что будет соблюдено расстояние между автомобилями и правила установки вентиляционных систем. Обустройство паркинга – дело несложное, если не рисковать нарушать нормативы, установленные законодательством.

vozduhstroy.ru

Особенности проектирования систем вентиляции подземных автостоянок

Все расширяющееся ныне строительство помещений для хранения автомашин под зданиями, площадями, улицами, проездами и скверами, не нарушающее целостности архитектурных решений, способствует сохранению облика городов, экономит свободные от застройки пространства, повышает удобство на улицах для пешеходов и водителей.

Но вместе с тем оно требует постоянного совершенствования проектирования подземных автостоянок и их инженерных систем и, в частности, весьма важной составляющей — систем вентиляции.

Проектирование систем вентиляции рассматриваемых помещений связано прежде всего с установлением расчетных выделений в них вредных веществ при парковке автомобилей. При этом эффективность принятых решений по системам вентиляции зависит от полноты учета всех требований нормативных документов, регламентирующих их проектирование. Поэтому заслуживает внимания рассмотрение существующей нормативной базы, которая распространяется на проектирование систем вентиляции подземных автостоянок.

В настоящее время вся необходимая нормативная база для проектирования систем вентиляции подземных автостоянок изложена в ряде нормативных документов [1–4], требования которых содержат особенности проектирования этих систем. Основополагающим нормативным документом для проектирования подземных автостоянок и их инженерных систем, в том числе систем вентиляции, является СНиП 21-02-99 [1], в соответствии с указаниями которого проектирование систем вентиляции подземных автостоянок следует осуществлять с учетом требований СНиП 41-01-2003 [2]. В СНиП 21-02-99 (п. 6.1) также указано, что в хранилищах подземных автостоянок требования к системам вентиляции следует принимать как те же, что и у для складских зданий. В свою очередь, в разделе «Общие положения» СНиП 41-01-2003 (п. 4.1) отмечено, что в проектах отопления, вентиляции и кондиционирования «следует предусматривать технические решения, обеспечивающие:…б) нормируемые метеорологические условия и чистоту в рабочей зоне производственных и складских (далее — производственных) помещений в зданиях любого назначения». Эти указания дают основание считать, что проектирование систем вентиляции подземных автостоянок следует осуществлять с использованием действующих нормативных документов как для производственных помещений (зданий). При этом должны быть реализованы санитарно-гигиенические, экологические требования и обязательные методики расчета расхода приточного воздуха и вентиляционных выбросов вредных веществ хранилищ, приведенные в нормативных документах [2–4], а также технологические требования, заданные в технологической части проекта.

Технологические требования, положения которых являются основными исходными данными для проектирования систем вентиляции подземных автостоянок, должны содержать: - расчетный состав вредных веществ, выделяющихся в хранилище;

 - расчетное количество каждого вредного вещества, выделяющегося в хранилище в единицу времени.

Расчетный состав вредных веществ, выделяющихся в хранилищах, зависит от типа (класса) автомобилей и применяемого в них типа топлива (бензин, дизельное топливо). При этом в условиях подземных автостоянок следует исключать парковку и хранение автомобилей, выделяющих высокотоксичные вредности, такие как тетраэтилсвинец, образующиеся при использовании этилового бензина. Как правило, в расчетный состав вредных веществ, которые допускаются при парковке и хранении автомобилей в подземных автостоянках и относятся к вредным веществам однонаправленного действия, могут входить: оксид углерода (CO), окислы азота (NOx) и диоксид серы (SO2).

Расчетные количества вредных веществ, выделяющихся в хранилищах, зависят от назначения подземной стоянки (для постоянного или временного хранения автомобилей), от класса автомобилей (малого, среднего, большого класса), от количества машиномест и от количества въездов-выездов автомобилей в час и т. п.

В настоящее время расчеты удельных выделений вредных веществ от автомобилей (Gi , г/с), результаты которых должны быть приведены в технологической части проекта для проектирования систем вентиляции хранилищ, осуществляются по методике ОНТП 01-91 [7].

В соответствии с требованиями СНиП [1, 2], основные задачи систем вентиляции подземных автостоянок должны заключаться в обеспечении: - санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к допустимым уровням концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны хранилищ;

 - экологических требований, предъявляемых к допустимым уровням концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест при вентиляционных выбросах из хранилищ.

Сущность реализуемых при разработке систем вентиляции подземных автостоянок санитарно-гигиенических требований состоит в следующем: - концентрацию вредных веществ в воздухе рабочей зоны в хранилищах при расчете систем следует принимать равной предельно-допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з), установленной ГОСТ 12.1.005 [3];

 - концентрацию вредных веществ в приточном воздухе (ПДКп) при выходе из воздухораспределителей в хранилищах следует принимать по расчету и с учетом фоновых концентраций этих веществ в местах размещения воздухоприемных устройств, но не более 30% ПДКр.з.

Расчетные значения концентраций вредных веществ (ПДКп) в приточном воздухе (с учетом их фоновых концентраций) зависят от размещения хранилищ подземных автостоянок в условиях жилой застройки. Поэтому эти значения уточняются при разработке технологической части проекта.

Значения предельно-допустимых концентраций основных вредных веществ в воздухе рабочей зоны подземных автостоянок приведены в таблице 1.

Табл. 1Наименование вещества Формула ПДКр.з (мг/куб. м) Класс опасностиОксид углерода CO 20,0 4Окислы азота NOx 5,0 2

Диоксид серы SO2 6,0 3

Сущность реализуемых при разработке систем вентиляции подземных автостоянок экологических требований заключается в следующем: - концентрации вредных веществ в атмосфере от вентиляционных выбросов подземной автостоянки с учетом фоновых концентраций от других выбросов не должны превышать предельно-допустимых максимальных разовых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ПДКн.м.р), установленных в ГН 2.1.6.1338-03 [4];

 - расчетные значения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ПДКн) для каждой проектируемой подземной автостоянки в условиях жилой застройки должны уточняться при разработке технологической части проекта с учетом фоновых концентраций вредных веществ от выбросов других объектов.

Значения предельно-допустимых максимальных разовых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, которые входят в состав вентиляционных выбросов подземных автостоянок, приведены в таблице 2.

Табл. 2Наименование вещества ПДКн.м.р (мг/куб. м) Лимитирующий показатель вредности *)Оксид углерода 5,0 резорбтивныйОкислы азота 0,085 рефлекторно-резорбтивный

Диоксид серы 0,5 рефлекторно-резорбтивный

* Рефлекторное действие — удушающее воздействие на человека.Резорбтивное действие — общетоксическое воздействие на человека.

При проектировании систем вентиляции расчетный воздухообмен должен рассчитываться согласно положениям нормативных документов [2, 3]. В соответствии с этими документами, требуемый для подземных автостоянок воздухообмен следует определять, выполняя следующие его расчеты: - по массе вредных веществ однонаправленного действия, выделяющихся в хранилище (LПДК , куб. м/ч). С учетом суммирования их действия на организм человека требуемый воздухообмен устанавливается из следующей системы условий:

где: Ci — фактическая концентрация i-го вредного вещества в хранилище при воздухообмене, равном LПДК , мг/куб. м. - по удельному показателю воздухообмена на одно машиноместо (Lуд , куб. м/ч): Lуд = lуд·n,(4)где: lуд=150 куб. м/час·ед. — удельный показатель воздухообмена для хранилищ на одно машиноместо, рекомендуемый в Пособии 15.91 [5]; n — количество машиномест. - по кратности воздухообмена (Lкр, куб. м/ч): Lкр = m ·V,(5)где: m — кратность воздухообмена, рекомендуемая в соответствии СНиП [2] не менее двукратного, учитывая, что в хранилищах однократные вытяжки осуществляются как из верхней, так и из нижней зон (1/час); V — объем хранилища (куб. м).По результатам установленных расходов воздуха Lпдк, Lуд и Lкр в качестве расчетного воздухообмена принимается максимальное из указанных значений, обеспечиваемое вытяжной системой механической вентиляции:Lрасч= Max L = Lвыт .(6)

При этом фактические концентрации каждого вредного вещества в вентиляционном выбросе хранилища при расчетном воздухообмене могут быть определены по формуле:

(7)

Расчетный расход воздуха приточной системы механической вентиляции, согласно ВСН 01-89[6], должен составлять: Lприт.=0,8·Lвыт.(8)

При проектировании вытяжных систем вентиляции подземных автостоянок для соблюдения вышеуказанных экологических требований должна применяться обязательная методика СНиП [2] по определению возможности рассеивания в атмосферном воздухе вредных веществ вентиляционных выбросов хранилищ и исключения их предварительной очистки при выбросе. В соответствии с методикой СНиП [2], допускается не предусматривать предварительную очистку вентиляционных выбросов от источников малой мощности, к которым могут быть отнесены вентиляционные выбросы подземных автостоянок, если они соответствуют нижеследующим условиям: - расход вытяжного воздуха из хранилища (Lвыт) не должен составлять более 10 куб. м/с;

 - условные концентрации по каждому вредному веществу вентиляционного выброса хранилища qусл., установленные при воздухообмене, равном Lвыт., не должны превышать предельно допустимых значений концентраций К1; К2 и К3 (при соответствующем решении вытяжной системы вентиляции хранилища), определяемых по формулам:

Рассмотрение формул (9–11) позволяет отменить следующее: - значение предельно-допустимой концентрации К1 i-го вредного вещества в вентиляционном выбросе зависит от геометрических размеров конструктивного решения воздуховыброса (от отношения высоты устья воздуховыброса над уровнем земли Н, м, к диаметру устья воздухoвыброса D, м) и от значения предельно-допустимой концентрации i-го вредного вещества в атмосферном воздухе населенных мест ПДКн.м.рi; - значение предельно-допустимой концентрации К2 i-го вредного вещества в вентиляционном выбросе зависит от степени разбавления выбрасываемых вредных веществ атмосферным воздухом (от отношения условного расхода атмосферного воздуха Lусл., куб. м/с, к расчетному расходу вытяжного воздуха источника Lвыт., куб. м/с) и от значения предельно допустимой концентрации i-го вредного вещества в атмосферном воздухе населенных мест ПДКн.м.pi. Значение условного расхода атмосферного воздуха Lусл. определяется по данным, приведенным в СНиП [2], и зависит от расстояния между рассчитываемым воздуховыбросом и ближайшим жилым или общественным зданием;  - значение предельно допустимой концентрации К3 i-го вредного вещества в вентиляционном выбросе зависит от геометрических размеров конструктивного решения воздуховыброса (от отношения расстояния l, м, между устьем воздуховыброса и ближайшим приемным устройством наружного воздуха (по горизонтали) рассматриваемого здания к диаметру устья воздуховыброса D, м), от величины показателя М, характеризующего уменьшение концентрации вредных веществ в струе, и от значения предельно допустимой концентрации i-го вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДКр.зi. Значения показателя М устанавливается по данным, приведенным в СНиП [2], в зависимости от геометрических размеров и взаимного расположения воздуховыброса хранилища и ближайшего приемного устройства рассматриваемого здания.  Учитывая, что в вентиляционном выбросе хранилищ содержатся вредные вещества однонаправленного действия, условная концентрация qусл., приведенная к одному веществу, определяется:

 - при сравнении с К1 и К2 по формуле:

(12)

 - при сравнении с К3 по формуле:

(13)

где: q1 , ... qi — фактические концентрации вредных веществ в вентиляционном выбросе хранилища, рассчитанные по формуле (7), мг/куб. м; qh2,…qHi и qP.З.1…qР.З.i — соответственно, ПДКн.м.р и ПДКр.з для вредных веществ вентиляционного выброса хранилища, мг/куб. м; 1….i — число вредных веществ в вентиляционном выбросе хранилища, обладающих эффектом суммации действия.Таким образом, при соблюдении рассмотренных выше расчетных условий, необходимых для рассеивания в атмосферном воздухе вредных веществ вентиляционных выбросов, имеется возможность не применять предварительную очистку от вредных веществ вытяжного воздуха подземных автостоянок.

В заключение отметим, что эффективность решений по системам вентиляции подземных автостоянок во многом зависит, как показывает опыт проектирования, от обоснованности выбора режима парковки автомобилей, расчетного состава и количества вредных веществ в условиях хранилищ. В этом направлении, по нашему мнению, должно осуществляться совершенствование нормативной и методической базы для проектирования систем вентиляции этих сооружений.

Литература1. СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей.2. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование.3. ГОСТ 12.1.005. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.4. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.5. Пособие 15.91 к СНиП 2.04.05-91 «Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей».6. ВСН 01-89 Минавтотранса РСФСР. Предприятия по обслуживанию автомобилей.

7. ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.

Автор: А. Е. Алейников, А. Б. ФедоровДата: 20.10.2008Журнал Стройпрофиль 7-08Рубрика: вентиляция и кондиционирование

«« назад

stroyprofile.com


Смотрите также