.

Вентиляция автосервиса нормы проектирования


Вентиляция автосервиса, почему это так важно

На станциях техобслуживания очень много факторов, которые вредят здоровью персонала. Прежде всего это высокий уровень СО2, испарения масла и топлива, высокая концентрация в воздухе лакокрасочных материалов. В цехах СТО из-за того, что автомобили после ремонта моют, повышенное содержание влаги в воздушных массах. Вентиляция и вентиляционное оборудование должно устранять эти факторы, создавая комфортный микроклимат в помещениях станции техобслуживания.

Естественное проветривание, даже в очень маленьких цехах не спасет, поэтому в автомастерских нужно использовать комплексный подход: устанавливать вытяжную вентиляционную систему, и местные отсосы. Еще она должна еще эффективно сушить и очищать воздух, поэтому в таких предприятиях используется промышленные установки.

Особенности проектирования вентиляционных систем СТО

Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс.

При проектировании вентиляционной системы автосервиса нужно учитывать одно из правил: подавать приточный воздух нужно в не загрязненную зону, а удалять его из мест максимального загрязнения. Местные отсосы монтируются так, чтобы воздушный поток не проходил через область дыхания работника.

Варианты вентиляционной системы СТО

  • Принудительная вытяжная вентиляция нужна в цехах автосервисов, которые имеют площадь до 50 м.кв. Для таких небольших производственных цехов целесообразно обустройство вытяжной вентиляции, в которой будут установлены точки удаления загрязнений, а приток будет осуществляться естественным путем.
  • В помещениях, больших 150 м.кв, необходимо использовать механический приток воздушных масс. Нужно подобрать такое оборудование, чтобы обеспечить воздухообмен, кратностью от 20 до 40.
  • В автомастерских, где производственные цеха занимают большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.
к оглавлению ↑

Вентилирование в покрасочных камерах

Большинство автомастерских оборудованы покрасочными камерами. Воздух в них содержит высокую концентрацию аэрозольных соединений лакокрасочных материалов. Для их качественного удаления нужно использовать промышленные приточно-вытяжные установки. Причем воздух, поступающий в покрасочную камеру должен подогреваться. Необходимо использование системы фильтрации на все системы вентиляции и кондиционирования производственных помещений, автосервиса, и конкретно на покрасочную камеру.

Для того чтобы распыленная в воздушных массах краска стала тяжелее воздуха, горячий воздух должен подаваться в верхнюю часть помещения камеры, а удаляться из нижней его части.

к оглавлению ↑

Основные требования к организации воздухооборота в автомастерских

  1. Все воздуховоды должны быть изготовлены из ПВХ. Этот материал не боится коррозии, невосприимчив к химически агрессивным жидкостям и не повреждается влагой. Это одно из основных требований.
  2. Все стыки и соединения воздуховодов и оборудования должны быть хорошо герметизированы, для недопущения распыления загрязненного воздушного потока по большой площади цехов.
  3. Все оборудование и части воздухоотводов, которые соприкасаются в процессе работы с химикатами и агрессивными жидкостями, должны быть обработаны полимерными составами.
  4. Монтаж вытяжной вентиляции, а также всего оборудования должен производиться в специальных защитных коробах, во избежание получения травм персоналом автосервиса.
к оглавлению ↑

Анализ преимуществ и недостатков разных типов вентиляции

  • Естественная. Эту систему мы не рассматриваем, так как она не эффективна.
  • Общеобменная, с механическим удалением воздуха при помощи вентиляторов, расположенных на крыше помещения и в его стенах. Преимущества ее в низких финансовых вложениях на обустройство. Недостатки: высокие затраты на нагрев поступающих естественным путем воздушных масс.
  • Местная вентиляция с удалением загрязненного воздуха посредством гибких воздуховодов, непосредственно из мест загрязнения. Преимущества ее состоят в высокой эффективности удалении воздуха из мест загрязнения и низкое потребление электроэнергии. Недостатком является то, что она малоэффективна без обустройства общеобменной вентиляции.

Из анализа видно, что наиболее эффективной системой вентиляции для автосервисов является общеобменная, с обустройством местных отсосов из зон наибольшего выделения СО2.

Совет мастера: Расчетом, установкой вентиляции в помещении мастерской, а также ее обслуживанием должны заниматься специализированные компании, которые смогут обеспечить качественный и безопасный монтаж всего оборудования.

Удаление выхлопных газов автомобилей легко решается использованием современного вентиляционного оборудования, которое состоит из воздуховода, с установленным в него мощным канальным вентилятором, и подсоединенными к воздушному каналу гибкими шлангами-катушками с дымоприемниками.

Общеобменная вентиляция должна иметь такие параметры: вытяжка происходит из верхней зоны помещения, и из смотровых ям. Приток – в рабочую зону и смотровые ямы. Вытяжка из ям должна быть не менее 120 м.куб/ч. Общий воздухообмен – не менее чем 20-кратный.

Местная вентиляция подсоединяется гибкими шлангами к выхлопной трубе автомобиля. Ее производительность зависит от мощности силового агрегата авто.

  • При мощности двигателя до 120 л.с, вытяжка должна составлять 350 м.куб/ч.
  • При мощности от 120 л.с до 180 л.с. вытяжка – 500 м.куб/ч.
  • Если мощность мотора от 180 л.с. до 240 л.с. – 650 м.куб/ч.
  • Мощность силового агрегата более 240 л.с. – 800 м.куб/ч.
к оглавлению ↑

Обслуживание систем воздухообмена в автомастерских

Обслуживание вентиляции и кондиционирования в цехах автосервисов должны проводиться намного чаще, чем в бытовых помещениях, так как оборудование работает в агрессивных средах. Основанием для чистки и дезинфекции вентиляции служит потеря производительности и показатели анализа воздуха о наличии в нем загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию.

ventilationpro.ru

Обустройство вентиляции частного автосервиса

Специальная вентиляция для автосервисов позволяет своевременно очищать загрязненный воздух с помещения, уберечь здоровье каждого работника сервиса и водителя. Вентиляция автосервиса монтируется по определенной схеме и в соответствии с нормами, установленными законодательством.

Автосервис требует обустройства специальной вентиляции, своевременно очищающей загрязненный воздух

В автосервисе естественная вентиляция не справляется с нагрузкой, и не может очистить весь воздушный поток в полной мере. Вытяжная вентиляция – лучший способ фильтрации воздуха в закрытом помещении.

Зачем нужна дополнительная вентиляция?

СНИП – это нормы и указания, которым должны соответствовать любые строения, отведенные под мойку или хранение автомобильного транспорта. Расчет основных показателей проводится до начала строительства. Для вентиляции автосервиса необходимо устанавливать специальные датчики и вентиляторы, которые обеспечивают бесперебойную работу очистителя воздуха.

СНИП не относится к условным рекомендациям, а являются характеристиками, которые следует соблюдать в обязательном порядке. Автосервис относится к зданиям с повышенным загрязнением воздуха. Нормативы для вентиляции проверяются специальными органами контроля.

СНИП и расчет параметров строения или основных коммуникаций проводится до начала строительства.

Проектирование очистительных вентиляторов поможет избежать ошибок в работе всех устройств после сдачи здания в эксплуатацию. Вентиляцию закрывают специальным защитным каркасом, который предотвращает возгорание всего помещения. Для сервисов СНИП – основа, благодаря которой можно определить основные технические особенности будущей конструкции.

Благодаря правильной вентиляции работа на автосервисе проходит быстрее и эффективнее. Неправильный воздушный поток вредит и работников сервиса, и клиентам компании. Испарения топлива, выхлопные газы, краски и различные химические вещества загрязняют воздух в помещении. Избыток вредных примесей и опасных веществ в воздухе, которыми обрабатывают автомобили, вредит человеку. Без правильной очистки воздушных масс долго функционировать автосервис не сможет.

Для обустройства вентиляционных систем используют вентилятор и фильтры, которые обеспечивают забор очищенного воздуха незаметно для персонала. Комплектующие части очистителя выбираются большой мощности, чтобы выдержать нагрузки.

Работают сервисы без выходных дней, и очистка воздушных масс проводится без перебоев и остановок. Вентиляционные входы и выходы оснащаются дополнительной защитой для предотвращения возгораний или перегрева системы. Какой должна быть вентиляция на автосервисах?

Очищение воздушных масс должно проводиться без сбоев и остановок

Обустройство вентиляции

С правильной вентиляцией скопление вредных веществ в закрытом помещении не происходит. С соблюдением нормативов предельно-допустимые концентрации выхлопных газов и химических веществ не вредят человеку.

Клиенты, работники сервиса не могут длительное время прибывать в помещение без постоянного проветривания и своевременной очистки воздушных масс. Конструктивные особенности зданий, в которых очищаются автомобили, и проводится ремонт различных устройств, требуют устройства воздуховода, состоящего сразу из нескольких частей. Цельные конструкции на сервисах не монтируются.

Расчетом технических характеристик занимаются профессионалы, ознакомленные с особенностями зданий, отведенных под мойку и ремонт автомобилей. Воздушные массы, которые запускаются обратно в помещение, очищаются с помощью фильтров.

Забор воздуха производится наряду с уменьшением концентрации вредных веществ в воздухе. Очищается помещение от выхлопных газов и грязи, которая постоянно образуется в помещении сервисов.

Установка комплексных вытяжных систем помогает создать правильную атмосферу. Комфортное пребывание в помещении, где проводится ремонт автомобильных средств и замена деталей, первостепенная задача владельца автосервиса.

Для небольших сервисов устанавливать мощные вытяжки не стоит. Компактная вентиляция создаст правильный воздушный поток без лишних затрат денег и энергии. Грамотно установленная система исключает сквозняки и воздушный поток без застойных зон.

Оптимальный вариант – проточная вентиляция с несколькими входами. Клапаны, через которые поступает воздух, не пропускают опасные вещества обратно в посещение. Фильтр, установленный в шахтах и трубах, помогает организовать правильный воздушный поток. Комплектация вентиляционной системы зависит от размера здания, его общих конструктивных особенностей.

Очистительное оборудование

Для больших сервисных центров со значительной площадью рабочего помещения устанавливаются вытяжные системы с дополнительными устройствами. Фильтрующие элементы уменьшают концентрацию выхлопных газов в воздухе.

Для вентиляционного хода обустраивают защищенную трубу с прочного пластика. Металлические детали поддаются коррозии и такие части системы трудно очищать или заменять. Диагностика вентиляции проводится несколько раз в год.

Автомастерские оснащаются автономными системами. К основной ветке вентиляции здания очистители воздуха из сервиса не подключаются. У вентиляционных систем, которые очищают воздух от выхлопных газов и пыли, должны быть отдельные выходы на крышу.

Подключение к общим коммуникациям может навредить здоровью абсолютно всех работников и обслуживающего персонала. Устанавливаются вытяжки на полу или под потолком, в зависимости от высоты здания и размеров автосервиса.

Для вентиляционных систем устанавливаются специальные насадки, которые служат, как насосы для вытяжки. Естественная вентиляция дополнительно очищает воздух. Такое проветривание общей системе не помешает, а только улучшит ее работу. Для воздухообмена проводятся отдельные расчеты.

План строительства и обустройство коммуникаций утверждается заказчиком и соответствующим государственными органами. Для удаления выхлопов газа используют напольные клапаны, которые уменьшают концентрацию вредных газов в помещении в несколько раз.

Для расчета необходимы размеры помещения, средние показатели по количеству автомобилей, которые будут обслуживаться одновременно и степень загрязнений во время ремонтных работ. Без таких данных определить предельно-допустимые концентрации не удастся.

Расчетные данные для очистительного оборудования

Для подбора вытяжной системы собираются основные данные, которые позволят организовать техническое обслуживание в мастерской по санитарным нормам. На вредных производствах вентиляциям уделяют особое внимание. Источником загрязненного воздуха являются:

  1. Помещения, в которых хранятся автомобили. Машины выделяют опасные выхлопные газы. В местах, где хранятся автомобили, скапливается большое количество окиси углерода и аэрозолей свинца. Очитка помещений с постоянными стоянками проводится каждых 10 минут. Альдегиды, которые выделяются от работающей машины, вредны для человека.
  2. В боксах обслуживания автомобильного транспорта. Опасные альдегиды и окись азота выделяется во время непосредственных ремонтных работ. Работники автосервиса вдыхают пыль и аэрозоли свинца, и со временем могут серьезно пострадать. Полная очистка воздуха обеспечивает безопасность всем сотрудникам сервиса и клиентам компании по ремонту автомобилей.
  3. В отделениях по шиноремонту. В помещении, где производится замена шин или других деталей для автомобиля основной угрозой является пыль от резины и пары бензина. В автомастерской уменьшить количество выделяемых вредных веществ не удастся, поэтому установка вытяжных мощных систем – единственное решение такой проблемы.

В помещениях, где проводится замена шин, необходимо устанавливать мощные вытяжные системы

Определяя вредность веществ, для расчетов берутся средние показатели.

Измерять точную концентрацию оксидов или альдегидов без специальных устройств не получится. Время установки автомобиля оценивается показателем времени равным 1 минуте. При поточной линии рассчитывается такое же время – 60 секунд.

Те места, которые отведены под ремонт основного двигателя или его частей, оснащаются дополнительными отсосами, которые состоят из гибких шлангов. По объему каждого шланга определяется мощность всего очистительного устройства.

Вентиляционное устройство отличается от тех, что установлены в жилых помещениях. В верхней части каждого бокса монтируются вытяжки. Благодаря такому типу установки проводится равномерный забор загрязненного воздуха и постепенная подача очищенного кислорода в помещение. К канавам воздух подается за час 250 метров кубических. Скорость забора загрязнений при установленном воздуховоде под углом в 45 градусов составляет 2,5 метра за секунду.

Температурный режим в помещении также должен соблюдаться. В зимнее время воздух, попадающий в помещении, равномерно прогревается, а летом охлаждается. Комфортный температурный режим поможет улучшить работу всего предприятия и уменьшить степень распространения загрязнений в боксах. Оптимальный показатель температуры на сервисе составляет от 16 до 25 градусов Цельсия.

Эффективная вентиляция

Для чего нужна в автомастерских специальная очистительная система? Вытяжную вентиляционную трубу устанавливают для поддержания нужного воздушного потока. Запахи и вредные вещества убираются из помещений, в которых длительный период работают мастера по ремонту автомобилей. СНИП определяет, как часто свежий воздух поступает в боксы.

Мало только пропустить воздух через фильтр, необходимо постоянно уменьшать концентрацию опасных газов и веществ. Летучие отходы от производства трудно увидеть, но их вред ощутим. Заболевания дыхательных путей – первая и основная причина, почему на сервисах в обязательном порядке устанавливают специальные очистительные системы.

Установленная система должна выполнять сразу несколько возложенных на нее функций:

  • осушение помещения;
  • удаление пыли и газов;
  • отвод основных продуктов работы двигателей;
  • экономия электроэнергии автономных систем.

Водяной пар образуется в помещениях сервиса так же часто, как и пыль или грязь. Повышенная влажность вредит устройствам и автомобилю, но и приводит к заболеваниям у работников автосервиса. Схожие датчики, которые следят за температурой и уровнем влажности, устанавливаются на автомойках.

Осушать автосервисы не менее важно, ведь в зимний период поверхность автомобильного транспорта может собирать до ста литров конденсата. Избежать таких вредных процессов помогут осушающие вентиляции, установленные на сервисах любых габаритов и размеров.

Фильтрация приточного воздуха позволяет очистить помещение от лишней пыли и грязи. Принудительное отведение загрязненного воздушного потока пагубно влияет на человека как клиента, так и работника сервиса. Чистка автомобиля не будет результативной, если поднимающаяся в воздух пыль будет оседать снова. Отвод пыли – обязательное условие правильной работы мастерской с любым количеством боксов для обслуживания.

Осмотр и ремонт двигателя – дело, которое требует много времени и постоянной очистки воздуха от паров бензина или скопившегося загрязнения.

Осмотр и ремонт двигателя требует времени и постоянной очистки воздуха от паров бензина или скопившегося загрязнения

Без принудительно отвода воздуха, работник автосервиса не сможет квалифицированно выполнять собственные обязанности.

Расчет мощности вентиляции проводится в зависимости от качества используемых материалов: лаков и мастик для очистки и полировки автомобилей. На автомобильных сервисах повышенная концентрация паров топлива не допускается. Если случаются поломки очистку воздуха производят резервные системы, которые уменьшают концентрацию продуктов горения в помещении.

Для того чтобы расчет всех параметров помог обустроить цельную и эффективную вентиляционную систему необходимо учитывать не только технические особенности помещения, но и специфику предприятия.

Если забор воздуха проводится в боксах, где моются и ремонтируются автомобили, очистке воздуха стоит уделить много внимания. Мощная вентиляционная система отвечает не только за принудительный отвод загрязненного воздуха, но и за поддержание нужной температуры и влажности.

vozduhstroy.ru

Как выполняется расчёт вентиляции СТО

В сравнении с другими воздухообменными системами, расчёт вентиляции СТО сопровождается дополнительными трудностями, обусловленными технической спецификой данных помещений. Поскольку ремонт автомобилей невозможен без периодического запуска двигателей, проектирование подобных вентиляционных установок сопровождается организацией локальной вытяжки и мероприятиями по дополнительной очистке исходящих потоков воздуха.

Второй усложняющий фактор – более высокий норматив по кратности воздухообмена и, как следствие, большие затраты энергии на поддержание нормальной температуры внутри ремонтной мастерской и в других технических помещениях.

Кроме этого, методика расчёта воздухообмена для помещений СТО должна учитывать большую площадь ворот технических боксов, что означает необходимость внедрения в проект дополнительных силовых установок, используемых для создания тепловых воздушных завес.

Особенности воздухообмена в помещениях СТО

Базовые положения и требования к системам воздухообмена на станциях технического обслуживания изложены в следующих нормативных документах:

  • ОНТП 01-91 (нормы проектирования для предприятий автомобильного транспорта);
  • СНиП 2.04.05-91 («Отопление, вентиляция и кондиционирование»);
  • ВСН 01-89 с учётом СНиП 2.01.57-85 (приспособление коммунальных объектов для санитарной обработки автотранспорта).
Отдельно отметим, что в качестве базовой информации для определения допустимых концентраций выхлопных газов могут быть использованы таблицы данных, рассчитанные для автостоянок и подземных паркингов.

В общем случае, в автосервисах устанавливаются приточно-вытяжные вентиляционные комплексы с механическим побуждением и со специфическим расположением входных и выходных диффузоров.

Общая схема вентиляции автомойки

Но в ходе проектирования таких систем исходят из того, что помещение СТО может состоять из нескольких технологических зон, кардинально отличающихся друг от друга по требованиям к режиму воздухообмена.

Такими изолированными зонами являются:

  • помещение для мойки автомобилей;
  • покрасочные камеры;
  • помещения для ремонта двигательных систем;
  • территория, на которой производятся кузовные работы;
  • зоны технологического контроля.

В каждой из перечисленных зон генерируется «свой» список вредностей, нейтрализацию которых следует предусмотреть при проектировании вентиляции.

Ниже мы рассмотрим особенности проектирования для каждого из этих помещений, а сейчас перечислим основные отличия воздухообмена на СТО от любой другой вентиляционной системы.

Прежде всего, это наличие вредных и взрывоопасных испарений, в виду чего воздухообменный комплекс на станциях техобслуживания должен решать две задачи: предотвращение пожаров и обеспечение безопасных условий для работы сотрудников.

Дополнительную сложность при проектировании создаёт также тот факт, что технические помещения СТО, как правило, редко бывают постоянно закрытыми, поэтому все традиционные системы отопления в них малоэффективны. Оптимальным вариантом в данном случае считается воздушное отопление, встраиваемое в приточный модуль вентиляции.

Необходимо отметить, что применение рекуперации в данном случае малоэффективно и подогрев воздуха осуществляется отдельными калориферами.

В целом, следует отметить, что системы вентиляции СТО, в сравнении с вентиляцией магазина или офиса более дорогие, поскольку для каждой подсистемы необходимы отдельные воздуховоды, а в некоторых случаях изготовленные из специальных материалов.

Основная силовая установка

Учитывая, что кратность воздухообмена для некоторых зон в ремонтных мастерских может доходить до 12 объёмов в час, силовые установки таких систем проектируется с большим запасом мощности.

Вентиляция в моечных боксах

Помещения для мойки автомобилей сегодня присутствуют практически в каждом СТО. Более того, нередко такие объекты являются основным участком станции техобслуживания и когда говорят о вентиляции СТО, то чаще всего речь идёт о вентиляции автомоек.

С точки зрения проектировщика, система воздухообмена для автомоек достаточно сложный объект, при разработке которого необходимо учитывать не только аэродинамические показатели, но и химическую устойчивость конструкционных материалов.

Сразу подчеркнём, что в указанных выше нормативных документах, мойки рассматриваются как объекты гражданской обороны (вернее, как универсальные объекты, способные выполнять задачу обеззараживания при возникновении соответствующих ситуаций). В виду чего в проектной документации присутствуют обозначения «грязной» и «чистой» зон.

В современных условиях, когда автомобильная мойка является лишь бизнес объектом, указанные понятия интерпретируются иначе: под «чистой» зоной понимаются административные помещения и внутренние парковки, под «грязной» - те участки, на которых происходит непосредственная помывка автомобиля.

В ходе проектирования для каждой зоны создаются отдельные вытяжки, кратность воздухообмена которых должна отличаться на 20%. Это делается для того, чтобы давление в чистой зоне было выше, чем в грязной и не возникало перетекания вредностей из рабочего сектора в административные помещения.

Пример такого соотношения: если расчётная интенсивность обмена для моечного сектора составляет 10 объёмов в час, то вытяжка в чистой зоне должна работать с интенсивностью 8 объёмов в час.

Для иллюстрации уровня сложности данной задачи, перечислим список факторов, которые должны учитываться при разработке вентиляционных комплексов.

Повышенная влажность

Интенсивность влаговыделения является базовым параметром при расчёте вентиляции для моечных боксов. Однако необходимо учитывать, что современная мойка уже давно не соответствует традиционному представлению о помывке машины.

Сейчас этот процесс происходит с применением парогенераторов, распылительных систем повышенного давления, а также с использованием жидкостей, содержащих активные моющие добавки. Весь этот технологический арсенал, а также грязь, завозимая вместе с машиной с улицы, создают в помещении мойки исключительно опасный аэрозольный «коктейль», нейтрализация которого и составляет основную сложность проекта автомойки.

На практике рассчитать фактическое влаговыделение для столь разнообразного списка технологий не представляется возможным, поэтому при расчётах используют коэффициенты, определённые эмпирическим путём.

Для небольших моек с традиционными схемами помывки и сушки, кратность воздухообмена принимают равной 5. В тех случаях, когда на объекте используются мощные моечные машины, производительность вентиляции может достигать 10-12 объёмов в час.

Агрессивная среда

Очевидно, что тёплый и влажный воздух, насыщенный активными химическими соединениями и часто содержащий мельчайшие абразивные частицы, исключительно негативно влияет на конструкционные материалы, используемые для построения воздуховодов.

С учётом этого, должны быть правильно рассчитаны не только аэродинамические и силовые показатели системы, но и сформулирован комплекс мер, обеспечивающих работоспособность всех её элементов на протяжении максимально длительного срока.

У данной проблемы может быть несколько решений:

  • установка полимерных воздуховодов;
  • использование нержавеющего металла;
  • обработка металлических коробов специальными защитными составами;
  • обустройство дренажных систем для отвода основных объёмов опасного конденсата.
Отметим, что использование ПВХ элементов часто рассматривается, как возможность уменьшить стоимость системы и ускорить её сборку. Однако следует учитывать, что любой полимер подвержен старению и через 2-3 года такая экономия может обернуться необходимостью полной замены всех воздуховодов.

Оптимальным решением – как с точки зрения цены, так и надёжности – является использование обычного оцинкованного металла, прошедшего защитную обработку. Такой обработкой может быть покраска внутренних поверхностей устойчивой эмалью или электростатическое напыление защитных составов на всю поверхность элемента.

Интенсивные теплопотери

Если моечный бокс СТО проектируется как отдельный бизнес объект, то в проект вентиляции автомойки однозначно закладывается интенсивное движение транспорта (иначе она не окупится). Это означает, что поддержание комфортной температуры внутри помещения – не менее 150C – может быть обеспечено только подогревом входящих потоков воздуха.

Учитывая, что основной схемой вентиляции для моечных боксов является механизированная вытяжка с естественным притоком, данная задача является далеко не тривиальной.

В некоторых случаях эту проблему решают комбинированным способом: основное отопление обеспечивается классическими системами, а возникающие при открытии ворот потери тепла компенсируются тепловой воздушной завесой.

Универсальным, но более дорогим решением, является установка приточно-вытяжной системы полного цикла, работающей по вытесняющей схеме. В этом случае входящие потоки воздуха пропускаются через фильтры и калорифер, что позволяет не устанавливать в боксе батареи водяного или парового отопления.

Вентиляция в покрасочных боксах

Вентиляция покрасочной камеры

Наиболее сложными и ответственными подсистемами вентиляции СТО являются воздухообменные установки для покрасочных камер.

Прежде всего, при разработке воздуховодов и силовых агрегатов для покрасочных боксов, расчётом должна быть предусмотрена нейтрализация следующих опасных факторов:

  • взврывоопасная концентрация паров растворителей, применяемых для разбавления красок;
  • взврывоопасная концентрация мелкодисперсных горючих аэрозолей;
  • опасное для здоровья и жизни работников содержание вредных компонентов лакокрасочной продукции.

Кроме этого необходимо учитывать, что в камере должна поддерживаться стабильно высокая температура с заданными характеристиками по влажности.

Перечисленные требования можно реализовать только с помощью изолированной приточно-вытяжной установки, обеспечивающей воздухообмен от 50 до 200 объёмов в час, в которой входящие потоки воздуха подогреваются управляемым калорифером, а вытяжка оборудована фильтрами для улавливания частиц краски.

Важно учитывать, что в данном случае недопустимо использование ПВХ трубопроводов из-за высокой вероятности статических разрядов. Все элементы вентиляционной системы покрасочной камеры должны быть надёжно заземлены, а коммутационные устройства иметь искрозащищённое исполнение.

Вентиляция в ремонтных мастерских

Остальные ремонтные зоны СТО оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией обменного типа, кратность которой должна быть не меньше единицы.

Но и в этом случае необходимый результат не может быть достигнут с помощью одной универсальной установки. Как правило, зал ремонтной мастерской разделяется на сектора, в которых производится работа определённого типа.

Для каждого технологического сектора следует предусмотреть отдельную систему воздуховодов, причём в некоторых случаях полностью изолированную.

Так, на участках, на которых производится резка, шлифовка и сварка кузовных деталей, должна быть установлена 100-150 кратная вытяжка с расположением диффузоров сверху и по бокам. Вытяжные каналы должны быть оборудованы высокопроизводительным фильтром для улавливания абразивных частиц.

В зонах, где предполагается периодический запуск двигателей, обязательно должны присутствовать системы для локального отвода выхлопных газов, состоящие из гибкого шланга с насадкой, надеваемой на выхлопную трубу.

Мощность локальных вытяжных систем зависит от мощности обслуживаемых автомобилей. В максимальном варианте (для двигателей с мощностью свыше 240 л./с.) производительность вентиляционных систем должна составлять не менее 800 м3/час.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование вентиляционных систем для промышленных, торговых и бытовых помещений, включая разработку вентиляции автомоек и станций технического обслуживания. Более детально о сроках, стоимости и последовательности выполнения работ можно уточнить по телефонам, опубликованным на странице «Контакты».

m-e-g-a.ru

Вентиляция автомастерской и станций технического обслуживания

Автомастерские – это места с повышенным выделением вредных газов. Поэтому так важна надежная вентиляция в автосервисе, способствующая в создании комфортных условий работы и удаления вредных веществ и газа в воздухе. Каждое помещение оснащается различным оборудованием, в зависимости от видов, выполняемых в нем работ.

Конденсат, излишняя влажность воздуха, тяжелые металлы и токсичные составляющие выхлопов автотранспорта – для борьбы с каждым этим явлением, предназначено оборудование вентиляционной системы.

Перечень основных задач

Для каждого отдельного помещения в мастерской, особенно при выполнении в них малярных работ, предусмотрено решение ряда задач. Для бытовых комнат – это поступление свежего воздуха и обеспечение циркуляции воздушных масс. Вентиляция больших подземных автостоянок решает другие задачи и в больших объемах.

К общим задачам системы относят:

  1. Понижение уровня влажности воздуха – решение этой проблемы актуально не только в автомойках. Буквально каждый бокс подвержен этому явлению. Сырая и дождливая погода, конденсат, выступающий от разности температур – все это увеличивает образование водяных паров.
  2. Борьба с пылью в мастерских. Для этого устанавливается оборудование, обеспечивающее не только принудительное удаление воздуха, но и фильтрацию воздушных масс. Особенно это важно на покраске авто.
  3. Выведение отработанных газов при работе двигателей, паров бензина, краски, растворителей. Соблюдение чистого воздуха на рабочем месте предусмотрено правилами техники безопасности. Несоблюдение этих требований приводит к пожарам, профессиональным заболеваниям авторемонтников.
  4. Система вентиляции воздуха может служить для подогрева помещения при низких температурах. Такое действие выполняет специальная схема системы, при которой выходящий нагретый отработанный воздух отдает тепло поступающему в помещение. Данная схема позволяет не только убирать газы, но и поддерживать комфортные условия труда.

Важно. Эффективность работы вентиляции автосервиса возможна при правильном подборе оборудования, правильно выполненном проекте, качественном монтаже систем, с учетом требований инструкций.

Основные требования к обустройству схемы

Приведем только основные рекомендации по устройству системы вентилирования сервиса:

  • Вентиляция паркинга и авторемонта выполняется из поливинилхлоридных изделий. Данный вид материала не подвержен образованию коррозии, воздействию сильных агрессивных сред. 
  • Каждый стык, соединение фитингов воздуховода и устройств должен обеспечиваться надежной герметизацией. Это позволит предотвратить проход через щели отработанного воздуха, пыли.
  • В случае применения в условиях с агрессивными средами, приборы, вентиляционные короба должны быть обработаны полимерным составом.
  • Общая вентиляция автосервиса, а именно все приборы и устройства, должны устанавливаться в защитные коробы для предотвращения травматизма на производстве.

Классификация видов вентиляции – их преимущества и недостатки

Для выполнения задач по вентиляции подземных автостоянок, промышленных помещений используются три схемы:

  1. Естественную систему, применяемую в бытовых помещениях, не используют для производственных нужд. Она не выполняет своего предназначения в полном объеме.
  2. Общеобменную схему, с принудительной системой вентиляции, применяют на всех промышленных объектах. Она оснащена вентиляторами, которые монтируют снаружи или внутри здания. Такая схема обеспечивает надежный обмен воздушных масс и осуществление приточной вентиляции в автосервисе. К недостаткам, можно отнести затраты энергии на нагрев нагнетаемого воздуха, но преимущества при установке и обслуживании перекрывают эти траты.
  3. Для обеспечения более надежной смены воздушных масс в боксе используется установка местной вентиляции. При этом способе раструб подается к месту работы с помощью гибкого воздуховода с вентилятором. Такая схема позволяет хорошо удалять отработанные газы, но только в месте установки, при этом не требует больших затрат на электричество. Для обустройства общей вентиляции такая система не применяется, она может работать только совместно с общеобменной схемой.

Вывод: для обустройства вентиляции производственных помещений используют общеобменную схему с обеспечением вытяжки на местах.

Важно. Расчет мощности оборудования, изготовление проекта и монтаж системы лучше доверить специалистам – это позволит пользоваться надежным оборудованием и экономить средства, при правильном подборе электродвигателей по мощности.

Агрегаты для системы в автомастерской

Для качественной работы по удалению выхлопа авто следует использовать современное вентиляционное оборудование. Для этого устанавливают в воздуховоде мощный канальный вентилятор. Отдельные трубопроводы подключаются к основному каналу вытяжки. В систему вентилирования должны входить надежные дымоприемники.

Подключение канального вентилятора

Свежий воздух поступает к рабочему месту и в смотровые ямы, при этом удаление отработанных газов, должно быть не меньше 120 м³/ч, а объем общеобменной вентиляции должен быть в 20 раз больше. Для проведения местной системы вентиляции производится ее подключение к каналу гибким шлангом, второй конец подводится к месту работ. Мощность авто и местной вентиляции монтируют с учетом более трехкратного превышения мощности насосов. Для примера – если на подземной стоянке стоит машина с двигателем до 180 л/с, мощность вытяжки должна быть не менее 450 м³/ч.

Надежная система откачивает конденсат и газ с верхнего яруса здания и из смотровых ям.

Перечень основного оборудования вентиляционной системы

Для обслуживания небольшого сервиса и автостоянки, будет достаточно установить один вытяжной вентилятор и обеспечить его устройством автоматического включения. Схема должна вовремя удалять отработанные газы и конденсат. Приток свежего воздуха происходит с помощью естественной вентиляции. Помещения с большей площадью оборудуются дополнительной приточной системой.

Важно. С ростом площади парковки, должна расти мощность вентиляторов и диаметр вентиляционной трубы. Обустройство больших зданий приточно-вытяжной системой требует точного расчета и правильного монтажа. Поэтому, в этом случае лучше обратиться к профессионалам.

Стационарная схема, может выполняться для одного поста или нескольких, в зависимости от количества ям, подъемников. В систему включают несколько видов оборудования.

Использование барабанных вытяжек

Этот вид устройств, выполняется в виде катушки с намотанным шлангом. Размотка может вестись ручным или механическим способом. Применение шлангов разных диаметров, делают этот способ универсальным.

Его можно использовать для различных марок машин. Устанавливается на посту и может перемещаться по помещению.

Рельсовые устройства вентиляции.

Конденсат и другие загрязнения могут удаляться сразу с нескольких постов или сразу всей зоны ремонта. По устройству, эта конструкция выполнена в виде пустотелой балки и кареток со шлангами, которые могут подаваться ко всем рабочим местам. Такая схема устанавливается при линейном расположении подъемников или смотровых ям.

К остальным методам вентилирования воздуха относятся:

  • Консольное устройство вентиляции. Данный метод чаще применяется на участке кузовного ремонта и проведения электрогазосварочных работ.
  • Локальное проведение замены воздуха. Это системы с малыми размерами и мощностями. Радиус поворота таких устройств не превышает 4 м.
  • Мобильная схема – это самая востребованная система, в которой конденсат и отработанные газы, могут надежно удаляться в любой точке помещения автомастерской.

Итог

Для монтажа всех типов устройств, необходимо привлекать специализированные компании, которые не только смонтируют оборудования вентиляции, но и изготовят проектную документацию и подберут лучшее оборудование по качеству, цене и оптимальной мощности.

Это позволит пользоваться системой вентиляции в автосервисе долгое время баз ремонтов и аварий. Главное не забывайте проводить вовремя регламентные работы и обслуживание всех агрегатов и воздуховодов системы.

ventilyaciyadom.ru


Смотрите также