.

Вентиляция автомоек нормы расчет воздухообмена


Вентиляция автомойки: проблемы и решения

Автомойка — это место, где машины приводят в состояние идеальной чистоты. Их моют водой и шампунями, натирают до блеска, полируют, покрывают воском. Иными словами, это салон красоты для машин.

Однако то, что хорошо для машин, не всегда хорошо для обслуживающего персонала. В помещении любой автомойки всегда много различных типов загрязнений и вредных для здоровья примесей:

  • Грязи, попавшей в помещение с машинами (как на колесах, так и на кузове).
  • Пара и капелек воды, попавших в воздух помещения в процессе мойки.
  • Аэрозольных взвесей и испарений автомобильной химии.

Причем эти сочетания паров и аэрозолей химии и воды особенно опасны и могут вызвать серьезное недомогание. Именно поэтому вентиляция автомоек должна соответствовать всем санитарным нормам. В частности, в рабочих помещениях автомойки должно обеспечиваться постоянное движение воздуха. При этом пары влаги и аэрозоли подхватываются потоком воздуха и удаляются из помещения.

Расчет вентиляции автомойки

Для того чтобы вентиляция автомойки обеспечивала безопасные для здоровья сотрудников условия, необходимо, чтобы каждый час в помещение поступал воздух в объеме, превышающем объем помещения в 10 раз.

Что касается вспомогательных помещений автомойки и кабинетов, то для них существуют другие нормативы, основанные на объеме помещений и количестве работников.

Большой воздухообмен приводит к тому, что тепло из боксов и ряда вспомогательных помещений довольно быстро выдувается, а поступающий воздух нужно нагреть в зимнее время года. Для достижения максимальной экономии в системе вентиляции любой современной автомойки необходимо устанавливать рекуператоры (устройства для передачи тепловой энергии отводимого воздуха приточному). При этом проект должен включать теплотехнический расчет вентиляции автомойки.

Таким образом, расчет вентиляции автомойки довольно сложен и требует специальных знаний. Впрочем, разовые затраты на расчет и проектирование вентиляции автомойки быстро окупаются за счет будущих относительно низких энергозатрат.

Типовая схема вентиляции автомойки

Кроме правильно и профессионально сделанных расчетов, вентиляция автомоек должна иметь правильно подобранные места установки приточных и вытяжных решеток, что обеспечивает оптимальное распределение воздушных потоков. Для осуществления качественной подготовки воздуха для автомоек выбирается вентиляция приточно-вытяжного типа.

Обычно схема вентиляции автомойки состоит из двух контуров:

  • Контур моечных боксов. Этот контур состоит из довольно мощных вентиляторов и предусматривает возможность зонирования (нет смысла вентилировать боксы, в которых в данное время не производятся работы).
  • Контур кабинетов, бытовых и вспомогательных помещений. Мощность этого контура вентиляции может быть намного меньше.

Такая схема позволяет гибко регулировать степень вентиляции различных помещений автомойки, сводя к минимуму финансовые затраты на ее работу.

5st-klimat.ru

Вентиляция автомойки: принципы устройства и требования

Одним из основных агрегатов необходимых в работе станции технического обслуживания автотранспорта является вентиляция автомойки, без нее организация правильной и безопасной работы невозможна. Уже на стадии проектирования такого помещения, нужно предусмотреть места монтажа вентиляционной системы и рассчитать ее мощность исходя из пропускной способности СТО и объема циркуляционного воздуха.

Вентиляция в моечном помещении исполняет следующие задачи:

  • Обеспечение поступления атмосферного кислорода в рабочий бокс и другие помещения.
  • Фильтрация от вредных примесей грязи, пыли и удаление воздуха за пределы здания.
  • Понижение температуры выбрасываемого газа для избегания выработки конденсата.
  • Обогрев внутреннего помещения с использованием нагревательного элемента.
  • Разбавление полученных в процессе работы химических паров и влажности до безопасной для персонала концентрации.

Для выполнения указанных функций, монтируемая вентиляционная система должна строиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким видам сооружений. Порядок расчета и проектирования вентиляции осуществляется в следующем порядке:

  1. Исходя из пропускной способности автомойки, рассчитывается ориентировочный расход воды в час, опираясь на этот показатель можно вычислить объем возникающих химических паров.
  2. Далее определяется количество необходимого для понижения вредной концентрации и влажности, приточного воздуха и соответствующее для его подачи оборудование.
  3. Затем подбираются необходимые приборы для вытяжной системы, которые будут удалять образовавшийся пар с примесями, разбавленный приточным кислородом.
  4. Исходя из всех параметров, рассчитывается диаметр канала для подачи и удаления нужного объема воздуха.

Приточный воздух следует подавать только в «чистую» зону. Вытяжка должна быть сосредоточенной из верхней части помещения, причем из «грязной» зоны в пропорции — 2/3, а из «чистой» — 1/3 объема отработанного воздуха.

Часовая кратность воздуха в «грязной» зоне помещений мойки должна составлять не менее 10.

При расчете потоков, разница между нагнетающим воздухом и выбрасываемым должна составлять 20% в пользу последнего. Это обусловлено тем, что в процессе мойки автомобиля будут образовываться дополнительные примеси в виде пара, пыли и химических производных, которые и восполнят разницу между воздухообменом и получится равнозначное поступление и удаление воздушных масс.

Проектирование вентиляции должно выполняться в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91.

Виды и используемое оборудование

В зависимости от назначения и исполняемых функций, вентиляция автомоек бывает нескольких видов:

1. Приточно – вытяжная система, является самой простой конструкцией и выполняет узкий круг задач. Она не имеет сложных приборов контроля и учета, состоит из нагнетательного и вытяжного агрегатов, каналов для транспортировки паров и клапанов для направления движения. Чаще всего используется в автомойках с небольшой производительностью и в широтах с теплым климатом.

2. Вентиляция со встроенным фильтрующим элементом, устройством для удаления конденсата и осушения влажного воздуха, используется в помещениях, где мойка машин происходит с применением парогенератора.

3. Комбинированная система, в нее входят все функции одновременно. Такая вентиляция считается самой современной, она способна выполнять задачи по очистке и осушению удаляемого кислорода, подогрева и охлаждения приточного и вытяжного воздуха, обогрев помещения с помощью калориферной установки. Чаще всего она применяется в холодное время года, для устранения температурной разницы между поступающим и выбрасываемым воздухом.

Существует множество видов канальных нагнетательных вентиляторов для указанных выше систем. При выборе того или иного оборудования стоит обратить внимание, что транспортируемый по автоматической мойке воздух имеет большую концентрацию пара и воды в своем составе, это может негативно повлиять на агрегаты не обработанные антикоррозийными составами или выполненные из простого металла. Так же необходимо учитывать мощность электродвигателей, если она будет больше чем способен передать кабель определенного сечения, то турбина будет нагреваться и быстро выйдет из строя. Благодаря современным технологиям, сейчас приборы, при малом потреблении электроэнергии обладают большой производительностью за счет величины лопастей крыльчатки и правильно рассчитанного канала.

Для обогрева и охлаждения потоков воздуха применяются специальные калориферы с нагревательным элементом или охладительным оборудованием. Направление потоков устраивается с помощью обратных клапанов, которые срабатывают только в одну сторону и предотвращают движение воздушных масс против движения. При необходимости можно установить автоматическое устройство для управления приборами, которое будет включать вентиляторы при изменении температуры и влажности в боксе, и охлаждать или нагревать поток.

Если предполагается круглосуточный режим работы предприятия, то нужно предусмотреть устройство дублирующей системы вентиляции, так как при работе свыше 12 часов, оборудование быстро выйдет из строя.

Виды материалов для изготовления вентиляционного оборудования

Производители изготавливают вентиляционные каналы из многих материалов, наиболее распространённые из них металлические и пластиковые трубы, у каждых из них есть свои преимущества и недостатки.

Каналы, выполненные из металла, нержавеющего или обычного, бывают разного сечения и толщины, в зависимости от назначения и жесткости листа. Их стоимость немного выше, чем у аналогичных деталей, но из-за твердости материала они гораздо прочнее, могут выдержать механическое воздействие, не подвергаются деформации при низких температурах. Такие изделия часто производятся из нержавеющего металла или имеют заводскую обработку полимерным покрытием, которое защитит внутренние и внешние стенки трубопровода от коррозии.

Все повороты и ответвления каналов осуществляется доборными элементами и муфтами с фланцевым соединением или путем стыковки тело в тело. Если смонтированные каналы не обработаны антикоррозийным составом, то можно окрасить краской внутреннюю и внешнюю часть самостоятельно, это продлит срок службы вентиляции и предотвратит образования отверстий, а вследствие чего нарушение герметичности соединения.

Трубы из пластика или других полимеров, возможно, использовать только при плюсовых температурах, так как при воздействии отрицательной пар содержащий конденсат будет оседать на стенках и может при замерзании разорвать трубу. Пластиковые детали выгодно отличаются от металлических аналогов своей стоимостью и легкостью монтажа. Их установка проводится с использованием муфт и отводов раструбом, с уплотнительными прокладками или с помощью зажимных хомутов. Основным преимуществом пластиковых деталей, является их устойчивость к воздействию влаги и агрессивной химической среды, они не подвергаются коррозии и не требуют периодического нанесения защитного покрытия. Такие изделия также изготавливаются в разных вариантах и любого диаметра.

В завершение

Таким образом, вентиляция на автомойке является важнейшим узлом для бесперебойной и безопасной работы предприятия. Не зависимо от материала и вида смонтированного оборудования, его периодически необходимо обслуживать, если для выполнения таких работ самостоятельно нет достаточных знаний и опыта, то лучше довериться профессионалам.

ventilyaciyadom.ru

Устройство системы вентиляции автомойки

Содержание

  • Специфика оборудования
  • Технические требования
  • Защитные меры

Вентиляция на автомойке – обязательное сооружение, которое всегда проектируется и монтируется в помещениях обслуживания и ремонта автотехники для обеспечения притока чистого воздуха.

Система вентиляции автомоек должна разбавить примеси, содержащиеся в воздухе до уровня концентрации, предписанного (разрешенного) действующим законодательством, и избавиться от них.

Специфика оборудования

Сложность монтажа подобных систем на пунктах сервиса автотехники в том, что в воздушном пространстве помещений всегда присутствуют:

  • пары чистящих порошков и гелей;
  • отходы выхлопа машин;
  • повышенная влага;
  • взвеси грязи, смываемые с автомобилей.

Поэтому, всем владельцам моек необходимо позаботиться об избавлении рабочих помещений от подобной «гремучей смеси», чтобы избежать пожара и несчастных случаев среди персонала и клиентов (отравление, потеря сознания).

Вентиляция на автомойках должна быть рассчитана и на количество обслуживаемых машин (подъезжающих и отъезжающих). Если этого не сделать, то загазованность превысит норму, что скажется на здоровье персонала.

Для обеспечения должного уровня вентиляции на автомойке подойдут только высокопроизводительные приточно-вытяжные системы с функциями осушения и принудительной очистки воздуха.

Схема движения воздуха в приточно-вытяжной системе

Тщательно подобранное, правильно рассчитанное, профессионально смонтированное оборудование создаст благоприятные предпосылки для непрерывного функционирования такого пункта сервиса, как мойка.

Технические требования

Устройство вентиляции на автомойке должно обеспечивать обмен масс воздуха 3-5 раз/час. Если у вас предусмотрена специализированная обработка (паром, антисептиками и прочее), то воздухообмен должен составить 6-10 крат/час.

Основные требования эксплуатации вентиляции на автомойке такие же, как и у объектов повышенной влажности (санузлов, бассейнов). Но здесь в воздушное пространство добавляются еще и использованные взвешенные доли грязи и средств очистки.

Поэтому, наряду с обычными устройствами, должны присутствовать специальные очистители для обработки этой массы грязи и последующей ее утилизации. Это возможно с применением мощных систем интенсивной очистки.

Необходимо закупить приточно-вытяжные агрегаты и воздуховоды. Смонтировать оборудование, а потом следить, чтобы:

  • в «чистую» и рабочую зону нагнетался только внешний (приточный) воздух;
  • если «чистая» и «грязная» зоны разнесены на далекое расстояние (например, первая в здании администрации, другая в палатке или под навесом), то часть приточной массы должна идти и во второй участок;

  • вытяжка отработанных продуктов (выхлопа, взвесей воздуха и прочее) осуществлялась в отношении 1/3:2/3.

Первая величина выбирается из чистой зоны, вторая из грязной. Для высокоэффективной работы мойки, в процессе очистки относительное значение приточного воздуха должно быть меньше величины отсасываемых газов и взвесей на 20%.

Защитные меры

Есть два вида воздухоотводов:

  1. Пластиковые: пропиленовые, ПВХ и т. д.

Плюсы и минусы:

  • легко монтируются (за 1-3 часа);
  • не подвержены коррозии;
  • малая стоимость;
  • средняя эффективность отвода газов;
  • трудно достать изделия подходящих размеров, необходимо делать его на заказ.
  1. Металлические (стандартные).

Плюсы и минусы:

  • продаются везде;
  • высокая эффективность эксплуатации;
  • затруднен монтаж (по сравнению с пластиковыми системами), иногда нужно 1-2 дня для сборки;
  • могут заржаветь без спец. защиты;
  • высокая стоимость.

Применяемые при мойке машин препараты (аэрозоли, шампуни, химические вещества и прочее) не портят автомобили, но могут оказать неблагоприятное действие на металл системы вентиляции. Ведь очищаемый воздух содержит «гремучую» смесь мелких частиц, которые, проходя по воздуховоду, трутся об его стенки.

Попадая в эти царапины, водяные пары доканчивают дело, нанося непоправимый ущерб металлу воздухоотвода. Со временем царапины, а соответственно и участок с ржавчиной растет вширь и вглубь. И, наконец, наступает прорыв системы.

Для борьбы с этим в автомойках придерживаются определенных мер:

  1. При монтаже стараются загерметизировать все стыки, швы фасонных элементов и воздухоотводов, уплотнить и максимально затянуть фланцевые и резьбовые наконечники и соединения.
  2. Применить защитные покрытия, щитки, экраны, которые вставляются и не позволяют контактировать всему потоку (или большей его части) с поверхностью металла.
  3. Приобрести элементы из «нержавейки».
  4. Устраивают перед входом воздуха в отвод специальную дренажную систему для сброса большей части паров и конденсата в канализацию.
  5. Применяют специальные механизмы, узлы, вентиляторы и воздуховоды с нанесенным слоем полимерной защиты, выполненной по технологии электростатического напыления.

    Слой полимерной защиты, выполненной по технологии электростатического напыления, защитит воздухоотвод от ржавчины

  6. Заменяют некоторые детали конструкции относительно дешевыми пластиковыми элементами, которые не боятся коррозии.

Если вы не сможете достать воздуховоды из «нержавейки», пластика или детали с покрытием – просто окрасьте все элементы изнутри и снаружи автокраской. Это повысит их стойкость к коррозии на порядок.

Для эффективности вентиляции необходимо применять установки и агрегаты радиального или канального типа. На очень больших мойках, которые осуществляют круглосуточный процесс очистки автомобилей, рекомендуется устанавливать две параллельные системы вентиляции.

Их включают попеременно (например, 8-12 часовый цикл). Это необходимо для повышения длительности эксплуатации воздуховодов и для обеспечения охлаждения электромоторов, вентиляторов, редукторов и т. д.

klivent.biz


Смотрите также