.

Система вентиляции в покрасочной камере своими руками


Вентиляция покрасочной камеры

Для покраски изделий из металла (в частности автомобилей), используются специально оборудованные покрасочные камеры. К этим помещениям выдвигается ряд специфических технических требований. Правильно организованная вентиляция в покрасочной – один из основных показателей, без которого невозможна нормальная работа всей конструкции.

Функции вентиляционной системы

Чтобы конечный результат покраски был качественным, нужно поддерживать оптимальный уровень влажности в помещении, контролировать чистоту и интенсивность движения воздушных потоков. Все эти факторы влияют на результат. Продуманная вентиляция в покрасочной камере выполняет три основные функции:

  1. Очистка помещения от токсичных паров, которые неизбежно выделяются в процессе. Такая очистка необходима для безопасности оператора, так как скопившиеся пары не только вредны для здоровья, но и могут оказаться причиной пожара или взрыва.
  2. Постоянная циркуляция, без которой невозможно добиться хорошего результата – пыль и различные мелкие частицы будут оседать на свежей краске, и останутся в виде разводов, шагрени и прочих дефектов.
  3. Регулирование температуры и влажности для разных технологических процессов.

Устройство вытяжки покрасочной камеры или гаража, если работа производится в нем, – один из самых важных этапов проектирования.

Основные требования

Существуют идеальные условия, при которых производительность покрасочной камеры будет максимальной:

  1. Температура. Большинство производителей красок ориентируются на комнатную температуру – 22-24°С. Согласно схеме вентиляции, в покрасочной камере воздух интенсивно нагнетается с улицы, поэтому необходимо продумать систему обогрева.
  2. Направленное и равномерное движение воздушных потоков. Именно его обеспечивает грамотная вентиляция покрасочной камеры. При таком движении покраска будет качественной, без повреждений и брака.
  3. Влажность воздуха в пределах от 50 до 70 %. Слишком сухой воздух будет способствовать слишком быстрому высыханию краски.
  4. Размещение системы вентиляции. Специалисты рекомендуют использовать для покрасочной камеры вертикальную систему обновления воздуха. Такая система предполагает подачу чистого воздуха через потолок и его отвод через решётки в полу. Однако в условиях непромышленного производства организовать такую систему проблематично. Решение – расположить вытяжку на уровне пола, а подачу чистого воздуха разместить за спиной у оператора.
  5. Расчёт кратности воздухообмена – соотношения объёма удалённого/нагнетаемого воздуха и объёма помещения. Она показывает, сколько раз за час полностью обновится воздух в покрасочном боксе. Требования к кратности воздухообмена меняется в зависимости от размеров окрашиваемого изделия. Чем объект покраски больше, тем выше должна быть скорость обновления воздуха.

Соблюдение всех этих условий благоприятно отразится на качестве покрасочных работ.

Особенности вентиляции воздуха в покрасочных камерах

Существует ряд особенностей вентсистемы боксов для покраски. К ним относятся:

  1. Возможность регулирования вентиляции окрасочных камер в соответствии с текущим технологическим процессом – для окраски нужен один режим, а для сушки – совсем другой.
  2. Лучшим вариантом для вентиляции окрасочных камер является использование наборной системы (приток и вытяжка разведены), а не объединённой моносистемы.
  3. В небольших помещениях вполне допустима установка вытяжки с естественной тягой и приточной вентиляции с механическим побуждением. Таким образом можно сделать вентиляцию в небольшом боксе или гараже, которая будет отлично работать и отвечать всем требованиям.
  4. Установка вентиляции таким образом, чтобы воздушные потоки двигались вертикально – приток свежего воздуха сверху, а отвод отработанного – снизу.

Все эти параметры одинаковы как для работы с маленькими деталями, так и для покраски автомобиля в гараже.

Что нужно учитывать при проектировании?

В идеале покрасочный бокс – это чистое, хорошо вентилируемое помещение с определенным и постоянным микроклиматом. Чтобы добиться такого результата, выбору и установке вентиляции покрасочного бокса нужно уделить максимум внимания.

Во время покраски в воздух выделяется большое количество веществ: мельчайших частиц красок и растворителя, пыль и другие взвеси. Поэтому необходима установка хорошей системы фильтров. Важный момент: к фильтрам должен быть доступ, чтоб можно было их менять по мере изнашивания.

Даже если в покрасочном боксе установлена самая качественная система фильтрации, нельзя пренебрегать личными средствами защиты дыхания.

От точности расчётов зависит не только результат работы, но и безопасность маляров. Нельзя допускать возникновения зон, где воздушные потоки не циркулируют и застаиваются. Если такая зона образуется на уровне дыхательных путей, это может привести к отравлению оператора.

Типы вентиляционных систем и их сравнение

Существует три основных типа вентиляционных систем: одномоторные, двухмоторные и приточно-вытяжные.

Одномоторная система вентиляции организована следующим образом: воздух в помещение нагнетается сверху, и опускает окрасочный туман и все тяжёлые частицы вниз. В полу устанавливаются фильтры, которые улавливают все загрязнения и удаляют их. Установка такой системы будет оправдана в боксах с малой производительностью.

В отличие от одномоторной, двухмоторная система вентиляции имеет свои особенности вентсистемы боксов для покраски. Дополнительный мотор выводит отработанный воздух наружу. У этой системы производительность намного выше, однако её установка обойдётся в приличную сумму

Приточно-вытяжная система вентиляции покрасочной камеры обеспечивает несколько разных режимов воздухообмена. Это самый оптимальный вид вентиляции для больших объёмов работ.

Приточно-вытяжная вентиляция

Эта система вентиляции требует тщательного расчёта, так как есть большой риск появления «мёртвых зон» — мест, где нет достаточной циркуляции воздуха. Допускать их возникновения ни в коем случае нельзя. Расчёт нужен ещё и для того, чтобы при разных режимах воздухообмена покрасочное оборудование работало правильно.

Три режима функционирования:

  • Циркуляция воздуха для его очистки и подготовки к работе;
  • Поддержание температуры в помещении на одном уровне;
  • Сушка готового изделия.

Важно! Соотношении мощности приточного вентилятора и вытяжного должно быть 3:1.

Приточно-вытяжная вентиляция для покрасочной камеры рекомендуется к установке в боксах с большим потоком заказов.

Как сделать систему вентиляции в покрасочной камере своими руками

Покрасочный бокс можно приобрести в готовом виде, однако стоит он недёшево. Более бюджетный вариант – оборудовать такую камеру в гараже своими руками.

Стены рабочего участка для окраски должны быть огнеупорными, чтобы избежать пожара. В самом начале работ необходимо организовать достаточное освещение. Желательно, чтобы источники света были расположены по всему периметру площадки – так маляру буде легче работать. Поверхность ламп также должна быть защищена плотным материалом, который выдерживает воздействие токсичных веществ (красок, растворителей) и высоких температур.

Оборудование пола играет огромную роль. Нужно сделать траншеи, которые будут выводить отработанный воздух, и прикрыть их специальными решётками. В качестве металлических перекрытий подойдёт арматурная сетка, которую можно сделать и самостоятельно.

Следующий этап – установка вентиляции. Главное – правильно рассчитать необходимый воздухообмен. К вентиляторам покрасочной камеры предъявляются высокие требования – они должны постоянно проверяться на исправность и правильность работы.

Вентиляторы, которые будут выводить загрязненный воздух, размещаются внизу, в специальных траншеях под решёткой. Подачу воздуха нужно осуществлять сверху. Также стоит дополнительно установить защиту воздухоотвода обратным клапаном.

Если есть такая возможность, стоит приобрести инфракрасные лампы для сушки готовой работы. Такие лампы сокращают срок сушки в несколько раз, а все мелкие частицы и окрасочный туман удаляются с помощью вентиляции.

Вентиляция в покрасочном цехе должна быть безопасна для оператора.

Расчет

Правильный расчёт необходим для подбора оптимальных параметров вентиляционной системы. Если подача воздуха будет чересчур интенсивной, нарушатся технологические процессы, при недостаточной вентиляции под угрозой оказываются операторы-маляры.

Чтобы сделать расчёт производительности вентиляция покрасочной камеры, нужно воспользоваться формулой    P=V×T×0.36, где T – температурная разница между подаваемым воздухом и тем, который требуется в окрасочной камере, V – объем воздуха в , а 0,36 – коэффициент кратности.

Зная этот параметр, легко установить необходимый режим воздухообмена. Расчет оптимального воздухообмена производится следующим образом: объем рабочего помещения умножается на средний показатель кратности движения воздуха.

В зависимости от результатов расчёта, можно понять, какой именно тип вентиляции подходит в конкретном случае. При соблюдении всех норм установки покрасочная камера будет максимально производительна и безопасна.

aeroclima.ru

Система вентиляции в покрасочной камере

Устройство вентиляционной системы важно для жилых помещений, но в производственных цехах она вообще играет одну их главных ролей при создании правильного микроклимата. Ярким примером помещения, которое не может выполнять свои функции без вентиляции, является покрасочная камера.

Как строится работа покрасочной камеры

Профессионально устроенная покрасочная камера

Чтобы понять, насколько важна вентиляция в малярке для автомобилей, нужно рассмотреть принцип работы такого цеха. Учитывая технологию окрашивания, боксы, в которых ее производят, представляют собой чистые, закрытые помещения, с определенным микроклиматом. Одним из основных критериев качественного окрашивания является поддержание заданного температурно-влажностного режима.

Процессы окраски и сушки предполагают различные температуры в помещении. Перед началом процесса окрашивания, автомобиль помещают в бокс и включают вытяжную вентиляцию – для максимального удаления пыли. Затем, включают приток и начинают окрашивание. В это время, воздух определенной температуры и очищенный от всех примесей поступает в камеру сверху, по воздуховодам, и через специальные решетчатые отверстия «охватывает» автомобиль.

Вытяжные фильтры выводят образующийся покрасочный туман, насыщенный растворителями, краской, лаком, через систему фильтрации в атмосферу. В полу, под автомобилем, расположены решетки-фильтры, которые так же частично поглощают опадающие тяжелые частицы красящих материалов.

По завершении окрашивания камеру продувают (около 5-7 минут) – полностью очищают от лакокрасочного тумана. Приток переключают на повышенную температуру, а оборудование вытяжки переводят в режим рециркуляции. Создается микроклимат, требуемый по технологии окрашивания соответствующими красками. Работающая в определенных режимах система вентиляции в покрасочной камере поддерживает на этом процессе температуру помещения не ниже 85°C.

Важно! Во избежание образования сквозняков, «вихрей», «мертвых зон», вытягивание воздуха из смежных помещений, необходимо правильно рассчитать мощность системы. Некорректная работа вентиляции приводит к некачественному результату.

Особенности вентсистемы боксов для окраски

Направление движения воздушных потоков в боксе

Вентиляция окрасочных камер для окрашивания автомобилей имеет специфические особенности:

  • В соответствии с технологическим процессом, когда используются разные температурные режимы, необходимо регулирование интенсивности воздушных потоков и их температуры.
  • Для небольших помещений допускается приточная вентиляция с механическим побуждением, а вытяжная – с естественной тягой. Для остальных – вся система автоматизирована.
  • Целесообразно использование не моносистемы (все оборудование объединено в одну систему), а наборной (наличие отдельных приточной и вытяжной систем).
  • Приток должен на 1/3 быть мощнее вытяжки. Это предусматривают для того, чтобы более мощная вытяжка не вытягивала воздух, пыль, влагу из других помещений.
  • Кратность воздухообмена установлена на уровне минимум 40 раз в час. В зависимости от размеров автомобиля ее повышают до 100. Этот показатель предельно допустимой концентрации, влияет на здоровье людей и качество окрашенных поверхностей.
  • Многие владельцы покрасочных камер используют пол, как дополнительную вытяжку.
  • Принципиально расположение воздуховодов: приток свежего, подогретого воздуха осуществляется через отверстия сверху вниз, а отвод загрязненного – снизу (из камеры) и вверх (на крышу).

Функции вентиляции в боксах для окрашивания автомобилей

Приточная вентиляция покрасочной камеры для автомобилей требует особо тщательного подбора. Прежде, чем воздух с улицы, затянутый приточным вентилятором, попадет в покрасочную камеру, он проходит три фильтрующих элемента.

Различные режимы работы вентиляции в покрасочной камере
  1. Первый, грубой очистки, находится сразу за вентилятором, избавляет воздушные массы от пыли, тяжелых частиц.
  2. Второй (доочистки) расположен за нагревательным оборудованием.
  3. Третий (тонкой очистки) – окончательно очищает воздух и находится непосредственно перед воздуховодом покрасочной камеры.

Важно! Расположение фильтров должно быть таковым, чтобы их легко было обслуживать – заменить в случае загрязнения. «Забитые» пылью фильтрующие элементы воздействуют на скорость движения воздуха, и, соответственно, на качество окрашивания автомобилей.

Наличие нагревательного оборудования позволяет регулировать температуру воздушного потока от 30 до 85°C и выше. Вентиляционные короба, размещенные на потолке, имеют отверстия, через которые воздух с определенной скоростью попадает в покрасочную камеру.

Вытяжной вентилятор с регулировкой скорости работы двигателя, устраивают в нижней части стены. Так, во время окрашивания и процесса продувки бокса, он работает на полную мощность. Во время сушки устройство функционирует в режиме рециркуляции, потому забор отработанного воздуха частичный – всего 10%.

Для качественного отвода воздуха, насыщенного вредными веществами и покрасочного тумана, оборудуют на полу специальные траншеи, сверху устанавливают металлические решетки. Вытяжные камеры в вентиляции расположенные в полу, под красящимся автомобилем, позволяют экономить расход краски. Происходит это за счет «втягивания» загрязненного воздуха одновременно с красящими частицами, которые и ложатся на поверхности находящиеся перед вытяжкой. Весь отработанный воздух перед удалением в атмосферу обязательно должен проходить через систему фильтрации.

Расчет вентиляции покрасочной камеры

Важный этап устройства вентиляции в покрасочной камере – ее расчет. Понятно, что такое вредное, по своему технологическому назначению, помещение, должно иметь многократный воздухообмен. Его расчет проводят по формуле:

P= (t₁-t₂)хVх0,36, куб.м/ч,

где t₁-t₂ – разница температур на улице и в помещении покрасочной камеры,

V – объем помещения, куб.м,

0,36 – коэффициент.

Для примера возьмем помещение с такими размерами: длина – 6,5 м, ширина – 5,0 м, высота – 3,5 м. Так как, в основном окраска автомобилей происходит в теплое время года, то самая большая температурная разница около 13°C. Подставляя все значения в формулу, получим:

13х6,5х5х3,5х0,36=532 куб.м/ч

Расчетный показатель говорит о том, какой объем воздуха должен закачиваться в бокс за 1 час. Понятно, что для данного примера, обязательно оборудование камеры приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Кроме того, для такого достаточно большого помещения, требуется монтаж дополнительной вытяжки в виде решетчатого пола.

Вентиляция в покрасочной камере своими руками: схема устройства

Вентиляция должна обеспечивать безопасность работникам
  • Производится расчет воздухообмена.
  • На основании расчета подбирают воздуховод определенного сечения. В основном, применяют короба из оцинкованной или нержавеющей стали. Соединения – фланцевые, материал изготовления крепежа должен совпадать с материалом воздуховода.
  • Соответственно расчетным показателям воздухообмена подбирается вентиляционное оборудование, фильтры, калорифер.
  • В полу прорываются канавки глубиной 150-200 мм, к которым выводится вытяжной канал и непременно герметизируется. Из перфорированного металла изготавливается напольное покрытие. Можно просто сделать сварную конструкцию из арматурных прутьев и уголков.

Установка вентиляции в покрасочной камере своими руками возможна, если соблюсти все нормативные требования, провести правильные расчеты. Сложные металлические элементы можно сделать на заказ, самостоятельно их установив.

Важно! Вывод вытяжки монтируется на крыше. Помните, что из покрасочной камеры выводятся красящие частицы, потому предусмотрите некий их «улавливатель», чтобы порывами ветра они не попадали на стоянку, где паркуют автомобили ваши клиенты.

ventkam.ru

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже, устройство вентиляции и требования безопасности

Кузовной ремонт, пожалуй, самая дорогостоящая услуга СТО. Рано или поздно лакокрасочное покрытие автомобиля теряет первозданный вид. Сколы и царапины, не говоря уже о повреждениях кузова в ДТП, портят эстетическую привлекательность любого транспортного средства.

Многие умельцы предпочитают не переплачивать за услуги ремонтных мастерских, тем более что сроки такой трудоемкой работы не приличные. Однако самостоятельная реставрация кузова требует соответствующих условий. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как переоборудовать помещение гаража в камеру для покраски машины и как должна работать вытяжка для покрасочной камеры в гараже.

Покрасочный бокс – технические требования по обустройству гаражного помещения

От оснащения покрасочной камеры зависит качество кузовного ремонта. Нельзя хорошо отреставрировать лакокрасочное покрытие в обычных условиях гаража. Как в гараже сделать покрасочную камеру своими руками?

Требования к помещению покрасочных камер:

  1. Габариты камеры должны обеспечивать маневренность рабочего процесса. Оптимальные параметры – высота от 2,8 метров, периметр не менее 6×4 метра.
  2. Покрасочный бокс должен быть герметичным и хорошо утепленным, желательно изнутри и снаружи. Если нет возможности сделать наружное утепление, внутренняя обшивка негорючим материалом должна быть выполнена по всем правилам. Для финальной облицовки стен, пластиковые панели будут идеальным вариантом. Можно выкрасить гипсокартон в белый цвет и обтянуть стены пленкой с эффектом намагничивания, она будет притягивать и удерживать пыль.
  3. Пол нужно переоборудовать таким образом, чтоб под ним было свободное пространство, обеспечивающее вывод вентиляции. Для этого делают две траншеи, либо прямоугольную яму глубиной от 0,5 до 1 метра, сверху накрывают решеткой.
  4. Обязательно наличие хорошо утепленных дверей, они предотвратят попадание пыли и сохранят оптимальный температурный режим в боксе.
  5. Если в гараже уже имеется отопительная система, то нет смысла вкладывать дополнительные средства в теплогенератор. Для сушки ЛКП можно использовать УФО, ИК-обогреватель или обычный электрический ТЭН.
  6. Хорошее освещение, приближенное к естественному. Лучше всего устанавливать люминесцентные или светодиодные светильники по периметру потолка и на стены. Лампы нужно защитить от попадания краски, для этого достаточно натянуть перед ними пленку и менять ее по мере необходимости.
  7. Обустраивают приточно-вытяжную систему вентилирования.
  8. Подсобное помещение необходимо для размещения технического оборудования. В самой камере не должно быть никакой мебели, полок, инструмента и прочих «пылесборников». Бокс должен быть удобен в обслуживании, а это значит, что вы должны затрачивать минимум сил и времени на уборку помещения.

При покраске автомобиля необходимо обеспечить хирургическую чистоту в помещении. Любая соринка или пыль, попавшая на «свежее» ЛКП испортит результат работы. Поэтому нужно знать, как обустроить камеру изнутри.

Исходя из организационных моментов стоит отметить, что грамотная вентиляция – это наиболее важный сегмент в переоборудовании гаража в покрасочную камеру.

Вентиляция своими руками в гараже для покраски

Грамотно обустроенная система вентиляции в покрасочной камере – это гарантия качественной работы, безопасности и здоровья маляра.

Вентиляция с фильтрующими элементами обеспечит не только очистку воздуха, но и поможет осадить и вывести лакокрасочное пары. При проектировании вентиляционной системы нужно рассчитать финансовые затраты, исходя из конструктивных особенностей помещения. На рынке представлен широкий ассортимент оборудования. Вы можете подобрать наиболее приемлемый и экономичный вариант оснащения.

Одномоторная вентиляция

Система работает по принципу принудительного нагнетания давления, которое поступает через вмонтированный в потолок фильтр. Поток свежего воздуха поступает в камеру и опускаясь в низ прижимает к полу частички пыли и пары краски. Удаляются канцерогены через предусмотренные при обустройстве пола каналы. Это бюджетный вариант вентилирования, недостатком которого является высокая степень загрязнения среды. Одномоторная конструкция не может в полной мере решить проблему полноценного обеспечения свежим воздухом. Идеальным вариантом считается приточно-вытяжная конструкция.

Двухмоторная вентиляция

Система предполагает наличие 2 моторов. Один – размещен вверху, он нагнетает поток свежего воздуха, второй агрегат – расположен в нижней части покрасочной камеры, он вытягивает отработанные потоки воздуха. Такая конструкция обеспечивает эффективную циркуляцию и очищение воздуха. Проект приточно-вытяжной вентиляции должен быть хорошо продуман и грамотно сконструирован.

Схема приточно-вытяжной вентиляции

Помимо 2 моторов вам понадобится вентиляционные трубы, по которым свежий воздух будет поступать в помещение и переоборудованное напольное покрытие с запасом свободного пространства под ним.

Фильтры – важный элемент вентиляции

Поступающий в покрасочную камеру воздух должен быть обязательно очищен. Без фильтрации атмосферные примеси попадают в помещение и загрязняют его частичками пыли. Обычно рулонный фильтрующий материал укладывают на весь периметр потолка. На входе приточной конструкции устанавливают карманные фильтры, они удерживают крупные элементы пыли. Систему вытяжки также оснащают фильтром – он быстрее загрязняется и требует более частой замены.

Не стоит экономить на вентиляционных фильтрах. Двухфазные устройства имеют массу достоинств:

  • Первый этап очистки «улавливает» крупные элементы, второй – более мелкие;
  • Следует рассчитывать мощность оборудования (скорость воздушного потока не менее 20 см/с;
  • Изделия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и иметь не менее 2 фаз очистки;
  • При грамотно обустроенной вентиляции, циркуляция воздуха не будет создавать эффекта турбулентности;
  • Для регуляции давления, лучше всего оснастить приточно-вытяжную систему вентиляции автоматикой;
  • Размещать фильтры следует по всей длине равномерно.

При разработке конструкции вентиляционной системы следует учитывать расход воздуха. Покраска крупногабаритных деталей может в несколько раз превышать расход воздуха реставрации небольших элементов, таких как бампер, крыло или дверь. Следует тщательно продумать перспективы затеваемого дела. Возможно это оборудованное помещение не окупит вложенных в него затрат.

Для чего вам нужна покрасочная камера?

Чтобы грамотно рассчитать проект вентиляции покрасочной камеры нужно понимать, для каких именно целей вам необходимо такое специализированное помещение.

Целевое назначение покрасочной камеры:

  1. Вы профессиональный маляр и решили оборудовать помещение гаража для покраски машин вне рабочее время. В этом случае использование бокса служит дополнительным источником дохода и благоустраивать его нужно с максимальным комфортом, который обеспечит высокое качество осуществляемых работ.
  2. Вы собственник гаража или владелец СТО и решили оборудовать камеру для сдачи помещения в аренду. В этом случае материалы для устройства рабочего места ограничатся созданием технически грамотных условий.
  3. Если вы автолюбитель, решивший осуществить кузовной ремонт собственными силами, то условия для покраски машины создаются по упрощенной схеме. Часть оборудования можно взять в аренду.

Стоит понимать, что цена вопроса и итоговое качество ремонта не всегда оправданы. При закупке даже самого необходимого оборудования в симбиозе с трудозатратами существенно превысит стоимость работ профессионального мастера на СТО. Бюджет обустройства покрасочной камеры может варьироваться от 2000 до 8000 у.е.

Меры безопасности

Действительно важным сегментом малярных работ является техника безопасности. Работа с лакокрасочными составами относится к манипуляциям вредным для здоровья. Выделяемые при покраске канцерогены опасны для органов дыхания, слизистой оболочки глаз и открытых участков кожи.

При малярных работах используют такие средства защиты:

  • респиратор;
  • защитные очки или маска;
  • спецодежда;
  • закрытая обувь;
  • перчатки.

Пары растворителей и краски могут нанести непоправимый вред здоровью. Слабопроветриваемое помещение с плохой вытяжкой может быть взрывоопасным. Перед покраской убедитесь в надежной изоляции электропроводки. Строго запрещено иметь открытые источники огня в ближайшей доступности.

Видео: как переоборудовать гараж в покрасочную камеру

Предпочтительные схемы устройства вытяжки для покрасочной камеры в гараже полностью зависят от вашей фантазии и материальных возможностей. Мы постарались освятить ключевые моменты модернизации гаражных условий под покраску автомобиля. Дерзайте, все в ваших руках!

garazhov.ru

Расчет и обустройство вентиляции при покраске

Вентиляционная в покрасочной камере – обязательный комплекс устройств, предназначенный для очищения помещения от токсичных паров и обеспечивающий циркуляцию воздуха. Если первая функция необходима для обеспечения безопасности оператора покрасочной камеры, то вторая требуется для самого процесса покраски, а именно удаления пыли и мелких грязевых частиц, содержащихся в воздухе. вытяжки для покрасочной камеры

Покраска машины – сложная процедура, для проведения которой должны быть соблюдены санитарно-гигиенические условия, включающие отсутствие посторонних частиц на поверхности окрашиваемого изделия.

Принцип работы покрасочной камеры

Вентиляция с фильтрующими клапанами выводит окрасочный туман из бокса наружу. В некоторых системах туман проходит через многочисленные уровни очистки и попадает наружу при помощи вытяжного вентилятора.

Свежая порция воздуха направляется в камеру приточным вентилятором и, пройдя через фильтры, заполняет бокс уже без содержания твердых частиц. Отсутствие вентиляции или ее недостаточное функционирование приводит к снижению уровня качества покрасочных работ.

Это связано и с некомфортными условиями работы операторов-маляров. Вытяжка в боксе должна быть установлена по всему периметру с дополнительными датчиками от пожара. К основным рабочим процессам относятся:

  • Свободный доступ чистого воздуха в бокс при высокой температуре.
  • Вытяжка загрязненного воздуха из покрасочной камеры.
  • Выброс чистого переработанного воздуха из покрасочной камеры во внешнюю среду.

Поток воздуха в покрасочной камере рассчитан так, чтобы не было воздействия на слои свежей краски, то есть при мощном движении воздуха на поверхности автомобиля могут образоваться различные дефекты, например разводы. Кратность воздухообмена в покрасочной камере достигает 20 раз за 60 минут. Это означает, что циркулирующий воздух не испытывает преград и задержек при удалении из камеры и обратной подаче.

Типы и особенности вентиляционных систем

Виды вентиляции в покрасочных камерах различаются по способу подачи воздуха:

  1. Одномоторные: благодаря установленным в надпотолочном пространстве клапанам воздух в помещении нагнетается. Окрасочный туман под давлением оседает вниз. Для таких вентиляционных систем предусмотрены особенности конструкции покрасочной камеры, а именно полнорешетчатый пол, внутри которого фиксируются фильтрующие датчики. Пыль, грязь, туман проникают сквозь полости решетки прямо в фильтры, и уже очищенный воздух естественным путем выходит во внешнюю среду.
  2. Двухмоторные: принцип работы такой же, как и в одномоторных системах, единственная разница в том, что в полу помимо фильтров установлен мотор, вытягивающий воздух наружу.
вентиляционная труба

Приточно-вытяжные выполняют следующие функции:

  • Равномерная поддержка температуры. Приточный воздух втягивается в вентиляцию, проходит через различные очистительные фильтры и нагревательные элементы и только потом попадает в покрасочную камеру. Температура нагрева составляет 29 градусов. Воздух, который обработала система, покидает его, через специальные отверстия находящиеся по бокам пола. Такая функция делает процесс окрашивания качественным и безопасным.
  • Бережная сушка окрашенного изделия. Происходит забор воздуха из камеры для его фильтрации, нагрева до 60 градусов и обратного проникновения в бокс. В процессе сушки воздух остается чистым, поэтому исключается возможность образования каких-либо дефектов.
  • Активная циркуляция в покрасочной камере. Процесс тот же, что и при сушке, но температура остается оптимальной для человеческого организма. Циркуляция необходима для подготовки помещения к покраске, очистки от пыли и мелких грязевых частиц.

Каждая вентиляционная система обеспечивает хорошую фильтрацию воздуха, но есть некоторые моменты, которые помогут выбрать нужную вентиляцию с максимальной выгодой:

  • Двухмоторные системы гораздо лучше прогоняют воздух по камере, но требуют сложной установки и эксплуатации. При этом стоимость комплекса и поддержания вентиляции в надлежащем виде обходится дороже по сравнению с другими системами.
  • В небольших автосервисах в целях экономии лучше устанавливать одномоторную систему. При маленьком потоке машин невыгодно приобретать трудоемкую вентиляцию. С одномоторной системой нужно обязательно иметь вытяжку.
  • Для лучшего проведения покрасочных работ необходимо установить фильтры тонкой очистки в надпотолочным пространстве. В жестяном ящике происходит нагнетание воздуха с улицы. Чтобы избежать попадания грязи в чистый бокс, требуются качественные фильтрующие клапаны между воздушным коробом и боксом.
  • В полу можно проделать специальные траншеи, сквозь которые загрязненный воздух будет покидать покрасочный бокс и проходить фильтрацию перед выходом наружу. В таких отверстиях часто фиксируют моторы, отсасывающие воздух для ускорения циркуляции. Более распространен вариант с поднятием уровня пола, а именно на расстоянии примерно 15 сантиметров от основания закрепляют плотную решетку, внутри которой так же устанавливают мотор.
  • При проектировке приточно-вытяжной вентиляции самое главное – грамотно расположить оба выхода, чтобы не допустить образования «мертвых зон». Так называют воздушные потоки, которые удерживают мелкодисперсную пыль в воздухе. Из-за недостаточного воздухообмена качество покраски снижается в разы, а здоровье оператора камеры подвергается большому риску. Для предупреждения появления таких зон необходимо оснащение рабочего места воздуховодами и клапанами с регулировкой давления.

Система фильтрации: типы и особенности

Окрасочные камеры должны быть оснащены качественной системой фильтрации. Дороже обходятся рулонные фильтры заказных параметров. Если приобрести рулон и самостоятельно отрезать нужный размер, получится приличная экономия.

Различают несколько видов фильтров для покрасочных боксов:

  • стекловолоконный фильтр;
  • предварительный фильтр;
  • фильтр тонкой очистки;
  • картонный фильтр.
схема вентиляции

Каковы характеристики данных фильтров?

  1. Стекловолоконный фильтр стандартно расположен в надпотолочном пространстве. Это последняя инстанция в процедуре очищения воздуха, поступающего из внешней среды. Подлежит замене в среднем 1 раз в месяц, но может и реже, в зависимости от степени использования покрасочной камеры. Стекловолоконный фильтр задерживает даже самые мелкие грязевые частицы, поэтому относится к классу EU3. Стоимость такого изделия составляет 1500 – 1800 рублей, а замена и вовсе 300 рублей.
  2. Предварительный фильтр применяется в местах, где воздух подается в рабочее пространство. Предупреждает проникновение пыли к фильтру тонкой очистки, тем самым продлевая срок его службы и экономя затраты на замену. Стоимость предварительного фильтра составляет 3 – 4 тыс. рублей.
  3. Фильтр тонкой очистки часто называют потолочным фильтром из-за его месторасположения (приточные отсеки). Обладает способностью задерживать частицы размером 4 микрона. Надежный фильтр имеет защитное покрытие, обеспечивающее лучшую удерживающую способность, и крепкую основу для длительного эксплуатационного срока. Фильтр подлежит замене после 6 месяцев использования, иногда чаще. Стоимость изделия составляет 17 – 18 тыс. рублей.
  4. Картонный фильтр – основной очистительный элемент, через который проходит основная масса загрязненного воздуха. Внутри фильтра лаковая пыль застывает, поэтому дальше движется воздух почти на 100% чистый. Срок службы картонного фильтра долгий, а установка и утилизация очень просты. Стоимость составляет порядка 4 – 5 тыс. рублей.

Воздухоочистительные фильтры нужно размещать таким образом, чтобы их замена осуществлялась в очень сжатые сроки. Из-за быстрого загрязнения фильтрующих пластов циркуляция нарушается, что приводит к ухудшению покраски. Предпочтение следует отдавать вентиляционным системам, регулирующим подачу воздуха, для контроля мощности и скорости воздушных масс.

«Вентиляция покрасочной камеры очищает воздух от различных грязевых элементов и пыли, обеспечивает безопасность операторам-малярам, поэтому нужно правильно рассчитать расположение клапанов, фильтров, расхода воздуха и т.д. во избежание возникновения пожара и «мертвых зон».

Расчет системы вентиляции

При проведении расчетов производительности вентиляции в покрасочной камере следует знать:

  • оптимальная скорость движения воздуха составляет 25 и более сантиметров в секунду;
  • потолочные фильтры необходимо помещать по всей площади поверхности бокса;
  • оптимальна приточно-вытяжная вентиляция в покрасочной камере;
  • уровень проникания пыли в камеру не должен превышать 5мг/куб.м;
  • существует специальный таймер, контролирующий степень загрязнения фильтров;
  • расчет производительности вентилятора проходит следующим образом: P = QxTx0.36, где Т – разница температур воздуха нужного и подающегося, Q – объем помещения, а 0.36 – кратность обмена.

Расчет вентиляции – это грамотные параметры вентиляторов и нужный режим воздухообмена.

Расчет воздухообмена

В покрасочной камере воздухообмен равен 20 – 21 тыс. кубометров в час. С таким условием покраска изделий пройдет качественно, а оператор камеры не будет испытывать дискомфорт, как и вред от покрасочного тумана. Как провести правильный расчет воздухообмена? Произведением 2 параметров: объема вашего помещения для покраски и средней кратности движения воздуха. Получившееся значение и будет оптимальным для покрасочной камеры.

покрасочная камера

Два вентилятора создают лучшие условия для покраски, но и у них нужно знать мощность давления и производительность, которая измеряется в количестве оборотов вентилятора. Вентилятор для покрасочной камеры необходимо сконструировать так, чтобы максимально обезопасить помещение от возможности пожара. Нужно знать графики зависимости давления от уровня производительности воздухообмена покрасочной камеры. Графики, как правило, поставляются вместе с вентиляторами.

Обустройство вентиляционной системы

Как сделать вентиляцию в покрасочной камере своими силами? Сначала проводятся все работы, связанные с обшивкой внутреннего помещения и освещением. Материал стен должен быть огнеустойчив, а источники света размещены по всему периметру камеры.

В дополнение поверхность светодиодных или люминесцентных ламп должна быть защищена плотным материалом, который будет так же устойчив к воздействию высоких температур и растворителей. По завершению этих работ начинают монтировать вытяжную систему в пол и воздухозабор в потолок. Расчет вытяжной вентиляции проводится из следующих показателей:

  • площадь камеры и зоны вентиляционной системы;
  • температура и влажность;
  • уровень шума;
  • средняя кратность воздухообмена;
  • производительность оборудования;
  • термическое воздействие на внутреннюю и внешнюю сторону помещения.

Установка вентиляторов, высасывающих загрязненный воздух, проводится в траншеях в полу или под стальной решеткой. Тепловой вентилятор монтируется в потолок и распределяет воздух по периметру камеры к центру. В этом процессе участвуют воздуховоды, размещенные по площади бокса.

Для установки вытяжки нужно зафиксировать арматурную решетку на расстоянии 15 сантиметров от бетонного основания. В проем вставляют вытяжной вентилятор. Можно также воспользоваться теплогенератором, который работает на солярной жидкости, или тэнами – электрическими нагревателями.

пол в покрасочной камере должен быть дырявым

Для облегчения процесса сушки автомобиля после покраски можно установить инфракрасные лампы, но при этом обязательна сама вентиляционная система, так как излучение не удаляет пыль и твердые частички. Преимущество таких устройств состоит в том, что сушка проходит без мощных воздушных потоков, которые при неправильной настройке могут повредить свежее лакокрасочное покрытие. Время сушки под инфракрасными лампами сокращается.

Безопасность при проектировании покрасочной камеры играет одну из главных ролей. Установка вентиляции и всех комплектующих ее элементов должна происходить из грамотных расчетов. В них должны быть учтены все моменты: качество покраски, обеспечение безопасности здоровья оператора-маляра, создание комфортных условий и др. Для этого необходимо обеспечить следующее:

  1. Ведение отчетности используемых материалов при проведении покраски даже мелких деталей, в частности выделяемых токсичных газов.
  2. Монтаж защитных клапанов на воздуховодах, оберегающих их от высоких температур.
  3. Установка дополнительных вытяжных элементов (актуально для крупных автосервисов). Позволяет улучшить воздухообмен в покрасочной камере.

Учитывая эти особенности, можно спроектировать вентиляционную систему таким образом, чтобы тяжелые примеси покидали помещение через нижние фильтры, а легкие пары выходили через верхние.

«Вытяжки, защищенные от огня, нужно закреплять в местах, где расположены краски, лаки, оборудование, столы, ванны, смеси с растворителями».

Следующая статья: Защита кузова и днища автомобиля от коррозии: способы защиты от ржавчины. Предыдущая статья: Полировка авто после покраски своими руками.

Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:

topreit.ru


Смотрите также