.

Огнезащитная обработка воздуховодов систем вентиляции


Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?

Огнезащитное покрытие используется для предотвращения попадания огня в вентиляционную систему и последующего распространения продуктов горения по зданию.

Вентиляция, опутывающая любое здание (от маленькой квартиры до огромного завода), может за считанные минуты распространить продукты горения, усугубив ситуацию. Для помощи в локализации очага возгорания используют огнезащитные системы воздуховодов.

Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?

Помещения, в которых обязательно нужна установка огнезащиты воздуховодов это, в первую очередь:

  1. Склады горюче-смазочных и легковоспламеняемых материалов.
  2. Места большого скопления людей: офисные здания, бизнес-центры, жилые многоквартирные дома, торговые центры.
  3. Здания с высокими температурами: бани, сауны, котельные.

Вентиляционная система, проводящая воздух через этажи, имеет несколько отсеков с клапанами и обитые противопожарными материалами. Таким образом, достигается изоляция каждого отдельного помещения.

Покрывать изоляционными материалами требуется трубы вентиляции, систем кондиционирования и дымоудаления. Последние сделаны для выведения дыма из здания, поэтому они нуждаются в повышенной защите.

Зачем нужна огнезащита воздуховодов?

Согласно статистике, во время пожара наибольший вред для людей наносится дымом, а не огнём.

Огнеизолированные воздуховоды

Поскольку кондиционирование и вентилирование это неотъемлемая часть любого помещения, они становятся крайне опасны во время пожара, так как быстро распространяют дым. Противопожарная защита воздуходувов призвана в первую очередь оттянуть время попадания продуктов горения в вентиляцию.

Вторая её цель – изолирование огня, чтобы тот «задохнулся», не получая необходимого кислорода. Третья – дымоудаление, вывод горючих газов из помещения.

Материал, покрывающий вентиляционные каналы снаружи, во время чрезмерного нагревания вспенивается, тем самым создавая дополнительную теплоизоляцию. Распространена огнезащитная штукатурка, пропитка для тканевых покрытий, специальная краска. Эти материалы предназначены, чтобы защитить от огня отделочные материалы, которые, как правило, легко воспламеняются и выделяют ядовитый дым.

Правила и нормы эксплуатации огнезащиты воздуховодов

Свод правил, установленный законодательным актом СП 7.13130 от 2013 года по технике противопожарной безопасности, регламентирует действия по установке вентиляционных, обогревательных и кондиционных систем.

При прокладке вентиляционных систем допускается применение исключительно негорючих изоляционных и облицовочных материалов «А» класса. Внутри одного пожарного отсека можно использовать трудновоспламеняемые материалы «В» класса. «В1» — полуогнестойкие материалы разрешаются к использованию в воздуховодах, которые не проходят:

  • сквозь потолки (в том числе подвесные) и стены;
  • в коридорах и путях эвакуации.

Система вентиляции с противопожарной защитой

По данным правилам система вентиляции помимо огнезащитного покрытия должна иметь: воздушные затворы, противопожарные клапаны. Согласно техническим нормативам противопожарной безопасности, огнезащита должна выдержать нагревание в течение времени эвакуации. Для каждого отдельного случая рассчитывается определенный интервал времени.

Материалы должны быть сертифицированы согласно нормам предела огнестойкости. Огнестойкость конструкции определяется временем от начала чрезмерного нагревания до момента разрушения поверхности. Материал для огнезащиты должен выдерживать температуру до 1000º, учитывая среднюю температуру пожара в помещении 850º.

Использование листовых перлитофосфогелевых, асбестоцементных, гипсоволоконных, гипсокартонных, базальтовых плит, специального напыления и огнезащитного лакокрасочного покрытия увеличивает время предельной огнестойкости до 240 минут. По нормативам это время не может быть меньше 150 минут.

Способы и материалы для защиты

Теперь разберемся с тем, какие средства могут применяться для огнезащиты:

  1. Базальтовая защита.
  2. Огнезащитная краска.
  3. Напыляемый материал.

Ниже рассмотрим каждый вариант подробнее.

Бальзатовая огнезащита воздуховодов

Базальт – вещество вулканического происхождения, включающее в себя примеси железа, кальция, магния и 47% диоксида кремния. Именно благодаря кремнезёму базальт повсеместно используется в качестве огнезащиты. При воздействии высоких температур, материал не теряет свою форму, свойства твёрдого тела и не выделяет опасных веществ.

Базальтовое волокно, которым изолируют трубы от пожаров, создаётся из оригинальной породы без участия посторонних добавок, уменьшающих его природные свойства.

Комплексная огнезащита базальтовым материалом и краской

Наиболее популярными и надёжными считаются бренды:

  1. Rockwool (Wired Mat). Гидрофобизированные теплоизолирующие плиты, легкие и жесткие, выпускаются в рулонах. Размер 1 рулона: 800х600х50 мм.
  2. Pro-Vent. Размеры рулона: 10000х1000-1200х20-80. Имеются варианты односторонней обкладки: фольга, армированная фольга, стеклянная, базальтовая, кремниевая ткань, металлическая сетка.
  3. ТИЗОЛ. Размеры рулона: 1000-1200х500-600х40-200. Кашированные стеклохолстом и фольгой. Цена в среднем от 326 руб/м².
  4. Бизон. Размер рулона: 6000х1000х20-80. Материал может быть облицован базальтом, кремнием, стеклом, алюминиевой фольгой, металлической сеткой. Цена от 200 руб/м².
  5. МБФ. Максимальная длина рулона 31000х1000-1500х5-20. Материал имеет фольгированное покрытие. Цена от 320 руб/м².

Плюсы применения базальтовой огнезащиты:

  • сравнительная дешевизна;
  • высокая степень защиты;
  • нетоксичность;
  • негорючесть.

Основной минус – требование дополнительного крепежа. Как правило, для этого используются металлические скобы, которые разрушаются при высоких температурах, от чего изоляция просто спадает с вентканала. Надежнее всего клеить рулоны базальтовой защиты на огнестойкие клеевые составы.

Среди других минусов: сравнительная трудность монтажа, утяжеление конструкции.

Базальтовая фольгированная огнезащита воздуховода

Монтаж производится в несколько этапов:

  1. Подготовка поверхности. Зачистка, выравнивание, сушка, удаление ржавчины, неровностей.
  2. Нанесение клеевого вещества. Одного слоя достаточно для огнестойкости в 30-150 минут, для большей нужен второй слой.
  3. Наклеивается материал полосами. Расход материала на 1 м² составляет 1.1 м². При монтаже двойной защиты, слои идут со смещением стыков относительно друг друга и расход составляет 2.05 м².
  4. Если не используется клей, то рулон разматывается по всей поверхности трубы и закрепляется металлическими скобами.

У базальтовых рулонов предел огнестойкости составляет 180 минут при толщине в 70 мм. Чем больше толщина, тем выше защита, и наоборот. Варианты с фольгой повышают сопротивляемость энергии тепла. Применение совместно с краской или напылителями обеспечивает комплексную и наиболее надежную защита.

Применение рулонной базальтовой огнезащиты (видео)

Огнезащитная краска

Во время сильного нагревания, при воздействиях температуры в районе 100º, такая краска вспенивается, образуя новые слои углеродной защиты от огня и дополнительную теплоизоляцию.

Популярные бренды:

  1. Термобарьер. Расход краски для минимальной защиты в 45 минут – от 0.95 кг/м² в зависимости от толщины металлической конструкции (чем больше толщина воздуховода, тем меньше требуется краски).
  2. Кедр-Мет-В. Расход составляет в среднем 1 кг/м².
  3. Ecofire. Средний расход: 1.11 кг/м².
  4. КРОЗ. Средний расход: 1.37 кг/м².

Плюсы огнезащитной краски:

  • легкость нанесения;
  • быстрота ремонта после пожара;
  • конструкция не утяжеляется.

Первый минус – за толщиной и целостностью покрытия нужно неустанно следить, поскольку краска со временем облупляется, отпадает, стекает. Краски на водной основе могут не успеть вспениться, если пожар идет по углеродному типу (если температура резко возрастает в первые пять минут). В таком случае краска неэффективна, и следует заранее учесть возможность возникновения такого типа пожара.

Краску на водной основе наносят напылением или кистями. Она обеспечивает защиту в течение 120 минут при толщине в 0.8 мм. Чем больший слой краски наносится, тем выше время предельной огнестойкости.

Чем больше краски наносится на поверхность, тем она чаще нуждается в ревизии и проверке на целостность.

Результат применения огнезащитной краски для дерева (видео)

Напыляемый огнезащитный материал

Состав, наносимый методом напыления для огнезащиты поверхности. Он создаётся из минеральных микроволокнистых веществ, неорганического связующего и добавок с очень большим пределом огнестойкости (2-3 часа).

Известные марки:

  • ПОЛИНОР;
  • Термоспрей;
  • Корунд.

Плюсы:

  • отсутствие необходимости в подготовительных работах;
  • хорошая сцепка с поверхностью;
  • напыление можно красить, покрыв дополнительным слоем защиты;
  • самый долговечный метод (слой может оставаться эффективным до 50 лет).

Напыленная огнезащита

Минусы:

  • выделение токсичных веществ;
  • высокая стоимость;
  • распыление должно производиться со всеми мерами предосторожности и в костюме защиты.

Напыляемый огнезащитный материал это смесь, которая гранулируется в бункере торкрета и наносится на поверхность под воздействием воздушной струи.

Из водяных форсунок смесь смачивается, что позволяет ей равномерно покрывать металл, дерево, бетон и любую другую конструкцию. За один этап напыления формируется толщина огнеупорного слоя до 20 мм. Согласно таблице соответствия, 8 мм достаточно для 30 минут предельной огнестойкости, а слоя толщиной 25 мм для 180 минут.

Применение напыляемой огнезащиты (видео)

ventihome.ru

Огнезащита воздуховодов (системы вентиляции, дымоудаления)

Огнезащита воздуховодов – необходимый элемент правильно организованной вентиляционной системы. Комплекс мер по увеличению огнеупорных свойств вентиляционных каналов и предотвращению распространения огня включает монтаж негорючих материалов или нанесение защитных составов. Эти средства образуют на поверхности трубы экран, отражающий тепло, что позволяет конструкции функционировать, не разрушаясь, в течение времени, установленного нормативом. Предусмотренного срока хватает на эвакуацию людей и мероприятия по тушению пожара.

Зачем нужна защита вентиляции

Воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования считаются главной причиной глобального распространения пожара. Транзитные воздуховоды, словно артерии, пронизывают все здание насквозь. В случае пожара именно вентиляционные трубы служат путями распространения продуктов горения по всем помещениям. А от отравления угарным газом бывает гораздо больше пострадавших, чем непосредственно от огня.

Напыление огнезащитного состава на воздуховод

Существующие системы пожарной безопасности предусматривают закрытие вентиляционных отверстий специальными шторками. Но, взаимодействуя с огнем, металл деформируется, теряет прочность. Если воздуховод потеряет форму, система противопожарной защиты не сможет функционировать, автоматика выйдет из строя, задвижку заклинит.

Воздуховоды систем вентиляции, изготовленные из тонких листов металла, быстрее других стальных конструкций теряют прочностные характеристики. Поэтому огнезащита воздуховодов и шахт предусмотрена нормативными документами. Благодаря нанесению негорючих материалов на поверхность трубы повышается предел огнестойкости воздуховода (это время, в течение которого материал или конструкция не теряет своих свойств, находясь под воздействием высоких температур).

Какие воздуховоды требуют огнезащиты

Вентиляционный канал, для которого предусмотрена огнезащита, имеет толщину стенок не менее 0,8 миллиметра, что обеспечивает его сопротивляемость огню в течение 15 минут. Это очень мало, потому что нормируемый предел огнестойкости транзитных воздуховодов и не транзитных систем, одиночных дымоходов должен составлять не менее 45 минут.

Нужна огнезащита воздуховодов и шахт дымоудаления, каналов системы подачи воздуха.

Установка огнезащитного фольгированного покрытия на воздуховоды на подземной парковке

Во время пожара происходит запуск системы дымоудаления в местах расположения эвакуационных путей. На крыше включаются вентиляторы, а дым устремляется наружу. Если воздуховод при нагреве деформируется, это может создать препятствие выходу угарного газа, что послужит причиной задымления всего здания.

Огнезащита систем дымоудаления увеличивает время сопротивления воздуховодов высоким температурам, дает срок на эвакуацию, позволяет предотвратить отравление людей угарным газом.

При срабатывании системы противопожарной безопасности включается подача чистого воздуха с улицы. На лестничных пролетах и в лифтовых шахтах создается избыточное давление, что позволяет людям дышать нормальным воздухом и покинуть здание при эвакуации. Если огонь находится в непосредственной близости от воздуховода, нагрев незащищенного металла может привести к разгерметизации вентиляционного канала и глобальному распространению пожара. Воздух вырвется наружу и будет раздувать огонь, горение усилится.

Материалы для огнезащиты вентиляции

Выбор огнезащитного покрытия зависит от условий эксплуатации вентиляционной системы. Ориентируясь на предел огнестойкости огнезащитного покрытия вентиляции, рассчитывают количество слоев (толщину) выбранного материала.

Виды огнезащитных материалов:

  • Базальтовые маты, вермикулитовые плиты, листы минеральной ваты, фольгированные полотна;
  • Базальтовое волокно;
  • Мастика, штукатурка, фосфатные пасты из жидкого стекла, минерального или асбестового волокна и нефелина;
  • Вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водной или органической основе.

Перечисленные материалы устойчивы к вибрациям и дополнительно обеспечивают хорошую звукоизоляцию – это объясняется особенностями работы вентиляционных систем.

Базальтовая огнезащита вентиляции

Базальт, по своей природе – камень. Он не подвержен горению. Из базальтовых волокон производят маты, рулонные полотна и напыляемый материал. Они увеличивают предел огнестойкости воздуховода Е1 от 30 до 150 – это имеет большое значение для транзитных воздуховодов. Причем чем толще слой наносимого материала, тем выше предел огнестойкости покрытия. Но массивные материалы утяжеляют конструкцию, приходится устанавливать дополнительные крепления и опоры. Это неудобно, если зазор между стеной и трубой слишком мал.

Маты прошивные из базальтового штапельного супертонкого волокна для огнезащиты воздуховодов

Базальтовые маты обеспечивают высокий предел огнестойкости воздуховода. Они производятся в широком ассортименте модификаций, отличающихся толщиной, плотностью, линейными параметрами (размеры варьируют до 1 метра в ширину и до 6 метров в длину). В качестве обкладки на матах присутствует фольга, металлическая сетка, базальтовая, кремнеземная или стеклянная ткань. Покрытие из фольги не только увеличивает прочность и способность отражать тепло, но и позволяет мыть трубы, улучшает их внешний вид.

Базальтовые рулонные материалы отличаются меньшей толщиной и большей гибкостью, поэтому лучше прилегают к поверхности воздуховодов и более приспособлены для применения в местах, где трубы расположены близко к стене.

Огнезащитная краска для вентиляции

Действие огнезащитной краски этого вида основано на формировании под воздействием высоких температур особого углеродного слоя, обладающего теплоизоляционными свойствами. Недостаток: высокая стоимость некоторых средств.

Огнезащитной краской могут обрабатываться не только воздуховоды, но и металлические конструкции

Огнеупорные краски иногда бывают менее эффективны, чем конструктивные материалы (маты, плиты, полотна), но их можно наносить на труднодоступные участки. Трудозатраты при нанесении краски в 5 раз ниже, чем затраты труда на монтаж плит, полотен или штукатурки. Вспучивающиеся краски не утяжеляют воздуховоды, придают конструкциям привлекательный, эстетичный вид.

Способы нанесения огнезащиты

Базальтовое волокно наносят методом напыления. Плитами и полотнами оборачивают воздуховоды. Маты крепят на штифты или с помощью бандажей из металлической сетки или проволоки. Штукатурные составы наносят на арматурную сетку.

Оклеивание вентиляции базальтовыми матами

Монтаж базальтовых матов на воздуховод осуществляют в определенной последовательности действий:

  1. Очищают механическими способами и обезжиривают растворителем поверхность трубы.
  2. К каналу вентиляционной системы приваривают штифты, которые нужны для последующего прикрепления полотна.
  3. Раскраивают материал. Нижний мат используют целым, его не обрезают. Остальные маты обрезают по окружности трубы плюс 10 сантиметров (нахлест).
  4. Готовят клей. Во время этой операции используют строительный миксер, включенный на маленькой скорости.
  5. Намазывают клеем все монтажные элементы.
  6. Оборачивают трубы подготовленным негорючим материалом. Обкладка из фольги находится снаружи. Места стыков проклеивают фольгой.
  7. Закрепляют базальтовые маты шайбами. Количество шайб должно соответствовать числу штифтов.

Изоляционным материалом покрывают стойки и крепления. Их предел огнестойкости должен соответствовать нормативному пределу огнестойкости всей конструкции.

Нанесение огнезащитной краски на воздуховоды

В отличие от обычных красок огнезащитный состав наносят в несколько слоев до тех пор, пока не будет достигнута требуемая толщина покрытия.

Огнезащитная краска ложится ровным слоем и полностью покрывает металлические детали

Для нанесения краски используют следующие приспособления:

  • Валик (обеспечивает высокую производительность покраски, но непригоден для применения в труднодоступных местах);
  • Кисть (хорошо выполняет задачу в местах соединений, изгибов);
  • Краскопульт (обеспечивает быстрое и равномерное покрытие всех деталей конструкции).

Большое значение имеет соблюдение технологии нанесения, выполнение нормативов просушивания слоев.

Последовательность действий по нанесению огнезащиты:

  1. Тщательно очищают поверхность воздуховода от всех покрытий и загрязнений. Это делают механическим абразивным инструментом или пескоструйной обработкой.
  2. Непосредственно перед нанесением грунта обеспыливают и обезжиривают поверхность растворителем, освобождая от жиров, масел, мелких частиц.
  3. Наносят грунт. В результате улучшается адгезия к металлу наносимых в дальнейшем материалов. Металл получает дополнительную защиту от коррозии.
  4. Производят окрашивание.
  5. Наносят защитный слой.

Правила нанесения огнеупорной краски:

  • Каждый слой нуждается в просушке согласно времени, указанному производителем.
  • Толщина первого слоя в мокром состоянии не должна превышать 0,3 мм, последующие слои – 0,8 мм.
  • При окрашивании конструкций усложненной конфигурации уменьшают толщину слоя до 0,1 мм. Это позволяет избежать скопления краски в изгибах и впадинах.
  • Огнезащитный состав наносят в условиях, предусмотренных типом краски. Для летних модификаций – 80% влажности при температуре +20 градусов, для зимних вариантов – не более 80% влажности при температуре не менее -25 градусов. Температура поверхности воздуховода или крепежного элемента должна превышать точку росы на 2 градуса.

Предел огнестойкости огнезащитного покрытия вентиляции должен соответствовать нормативному значению, поэтому не стоит заниматься самодеятельностью и пытаться самостоятельно нанести дешевые составы сомнительного происхождения на воздуховоды.

stopogon.ru

Огнезащита воздуховодов

Нередко именно системы вентиляции и кондиционирования становятся причиной распространения огня, даже если помещение оснащено противопожарными преградами. Решить эту проблему можно путем обработки воздуховодов огнезащитой, обеспечивающей необходимый предел огнестойкости коллекторов, воздуховодов внутри и снаружи пожарных отсеков. Расчет и проектирование ведется на сновании требований и норм, относительно локализации пожаров, прописанных в СНиП 41-01-2003.

Наименование услуги

Цена, от

Огнезащитная обработка воздуховодов систем вентиляции

380 руб/м²

Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?

Огнезащита предусматривает создание слоя теплоизолирующего материала на поверхности воздуходува. Применение таких защитных экранов помогает замедлить прогревание сооружения и способствует сохранению всех его функций и внешнего вида в течение определенного времени с момента возгорания. Длительность такой защиты металла составляет 30-150 минут (предел огнестойкости R30-R150) и зависит от расчетной толщины и характеристик нанесенного покрытия. 

Огнезащита воздуховодов, цена на которую может отличаться в зависимости от типа используемого материала, предусматривает предварительную очистку основания от загрязнений и коррозии, грунтовку и нанесение огнезащитного состава. 

Чаще всего применяются следующие виды обработки:

  • Нанесение вспучивающих огнезащитных средств;

  • Обкладка кирпичом;

  • Облицовка асбестом или гипсокартоном;

  • Оштукатуривание специализированным составом.

Для обеспечения максимальной эффективности для каждого объекта подбираются свои материалы и технологии нанесения. Исходя из этого, рассчитывается стоимость.

Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?

К помещениям, в которых установка воздуховодов должна производиться в обязательном порядке, относятся:

  • Места большого скопления людей (бизнес-центры, торговые комплексы, офисные здания, многоквартирные жилые дома);

  • Склады легко воспламеняющихся и горюче-смазочных материалов;

  • Здания с высокотемпературным воздействием (бани, саны, котельные).

Вентиляционная система, расположенная на нескольких этажах, должна иметь несколько отсеков с клапанами, защищенными противопожарными материалами. Это позволит обеспечить изоляцию каждого отдельного помещения. 

В огнезащите также нуждаются системы кондиционирования, трубы вентиляции, системы дымоудаления. Последние обеспечивают вывод дыма из здания и требуют повышенной защиты.

Зачем нужна огнезащита воздуховодов?

Системы кондиционирования и вентилирования являются неотъемлемыми составляющими любого здания, однако во время пожара они становятся очень опасными, потому как способствуют распространению дыма. Противопожарная защита воздуховодов позволяет оттянуть время проникновения продуктов горения в систему вентиляции. Также она дает возможность изолировать пламя - отсутствие кислорода способствует затуханию. Еще одна цель - дымоудаление и отвод горючих газов из здания.

Огнезащита воздуховодов вентиляции вспенивающими составами позволяет создавать дополнительную теплоизоляцию. В работе могу использоваться:

  • Огнезащитная штукатурка;

  • Специальная краска;

  • Пропитка тканевых покрытий. 

Их применение позволяет защитить от огня отделку, которая в большинстве случаев легко воспламеняется и выделяет ядовитые вещества.

Правила и нормы эксплуатации огнезащиты воздуховодов

Правила прописаны в законодательном акте СП7.13130 от 2013 года и регламентируют действия по проектированию и установке вентиляционных, кондиционирующих и обогревательных систем. При монтаже вентиляции разрешается использовать исключительно негорючие облицовочные и изолирующие материалы класса «А». Внутри пожарного отсека могут применяться трудновоспламеняемые материалы класса «В», полуогнестойкие покрытия класса «В1» допускаются в воздуховодах, которые не проходят:

  • В путях эвакуации и в квартирах;

  • Сквозь потолки (в т.ч. подвесные) и стены.

Согласно действующим правилам вентиляционная система кроме огнезащитного покрытия обязана оснащаться противопожарными клапанами и воздушными затворами. Огнезащита воздуховодов дымоудаления должна выдерживать нагревание в течение времени эвакуации, расчет которого производится для каждого случая индивидуально.

Разрешается применять только сертифицированные материалы согласно нормам предельной огнестойкости. Последняя определяется временем от момента чрезмерного нагревания поверхности до ее разрушения. Конструктивная огнезащита обязана выдерживать температурное воздействие до 1000°С, при расчете, что средняя температура пожара в здании - +850°С.

Применение листовых асбестоцементных, перлитофосфогелевых, гипсоволоконных, базальтовых, гипсокартонных плит, огнезащитного лакокрасочного покрытия и специального напыления (в зависимости от требований проекта) продлевает время предельной огнестойкости конструкций на 240 минут и имеет разную стоимость. Согласно норматива, временной интервал должен быть не менее 150 минут.

Способы и материалы для защиты

Наиболее распространены следующие виды противопожарной защиты:

  • Базальтовая конструктивная огнезащита воздуховодов. Производится на основании ранее разработанного проекта с помощью вещества вулканического происхождения, которое под воздействием температуры не теряет своей формы, и не выделяет опасных веществ. К преимуществам конструктивной огнезащиты на базе базальтового волокна относят:

    • Эффективность;

    • Сравнительно невысокую цену за 1 м2;

    • Нетоксичность.

К недостаткам относится необходимость использования крепежа, сложность монтажа, утяжеление конструкции;

  • Огнезащитная краска. При нагревании до температуры +100° происходит вспенивание состава, образуются новые слои углеродной системы огнезащиты воздуховодов и обеспечивается дополнительная теплоизоляция. Длительность защиты составляет 120 минут при толщине слоя краски 0,8 мм.

К преимуществам данной технологии относятся:

  • Простота нанесения;

  • Возможность ремонта после пожара;

  • Отсутствие значительного увеличения веса конструкции. 

Слабыми местами технологии являются необходимость постоянного контроля целостности и толщины покрытия. Если пожар идет по углеродному типу (происходит резкий скачок температуры в течение 5 минут) огнезащитная краска на водяной основе может не успеть вспенится.

  • Напыляемый огнезащитный материл. Состав содержит минеральные микроволокнистые вещества, неорганическое связующее и добавки с пределом огнестойкости 2-3 часа. К преимуществам напыления огнезащиты относятся:

    • Отсутствие необходимости проведения подготовительных работ;

    • Надежное сцепление с поверхностью;

    • Возможность покраски, обеспечивающей дополнительную защиту;

    • Длительный срок эксплуатации (до 50 лет). 

К слабым местам метода относят выделение токсичных веществ, высокие требования к соблюдению личной безопасности при распылении состава и высокую стоимость за 1 м2. За один проход создается слой толщиной до 20 мм. Согласно таблице соответствия для предельной огнестойкости в 30 минут достаточно 8 мм защитного покрытия, слой толщиной 25 мм обеспечивает 180 минут защиты.

Методы огнезащиты воздуховодов

Огнезащита воздуховодов вентиляции и систем дымоудаления производится традиционным, механизированный и комбинированным методами, предусматривающими использование разных составов, покрытий и материалов.

Традиционный метод

Включает армирование, которое влечет за собой существенную нагрузку на крепление воздуховодов. Выполнение работ не требует привлечения специального оборудования, однако сам процесс является довольно трудоемким.

Механизированный метод

Реализация мероприятий по огнезащите производится с помощью дорогостоящих установок. Сам метод высокотехнологичен и экономичен.

Комбинированный метод

Сочетает в себе все предыдущие методы огнезащиты и производится вручную. Сначала на поверхность конструкции наносится комбинированный состав, после чего укладывается базальтовый фольгированный материал. Популярность комбинированного метода объясняется его высоким качеством и доступной ценой.

ООО «СБСС» проводит любые виды работ по ликвидации рисков возгорания в жилых, производственных зданиях, государственных, общеобразовательных учреждениях, частных домах. Все мероприятия проводятся согласно разработанному и согласованному проекту. Стоимость огнезащиты за 1 м2 - одна из самых приемлемых в Москве. Мы имеем лицензию МЧС РФ на проведение данных работ. Обработка металлических конструкции огнезащитой производится с применением сертифицированных материалов. На все произведенные работы и используемые составы выдаются сертификаты и гарантии.

saf-service.ru

Прокладка огнезащитного покрытия воздуховодов

Огнезащита воздуховодов дымоудаления – обязательная составляющая правильно укомплектованной вентиляционной системы, которая в противном случае является активнейшим распространителем дыма и огня. При формировании огнезащитного барьера на воздуховодах проблему составляют непростая конфигурация вентиляционных каналов и создаваемые ею труднодоступные места. Кроме того, существует необходимость обеспечения длительного сопротивления огню конструкции, независимо от любых внешних условий.

Правила выбора материалов

Огнезащитная обработка воздуховодов создает препятствие огню, предотвращает перегрев дымоотводных труб, препятствует каскадному распространению угарного газа по всем помещениям здания, позволяет продолжить функционирование вентиляционной системы в сложной ситуации.

При планировании огнезащиты воздуховода в первую очередь принимается во внимание огнестойкость самой конструкции системы дымоудаления. Традиционно, если СНиП предусматривает огнезащиту вентиляционного канала, то для его изготовления должна использоваться сталь толщиной не менее 0,8 миллиметров.

Но это обеспечивает низкую сопротивляемость конструкции огню – около 15 минут. А повышают предел огнестойкости (время, за которое металлические элементы теряют теплоизолирующую способность и плотность, деформируются и прогорают) с помощью негорючих материалов.

Причем выбор огнезащитного покрытия для воздуховодов определяется условиями эксплуатации и сферой применения труб дымоудаления. Для вентиляционной системы предприятия легкой промышленности и аналогичной составляющей объекта угледобывающей шахты не подойдет один и тот же состав огнестойкой теплоизоляции.

При маркировке огнезащита обозначается как EI. После этого идентификатора следует число (от 15 до 150), равное пределу огнестойкости изделия.

Соответственно пункту 8.10 СНиП предел огнестойкости транзитных, не транзитных, одиночных систем дымоудаления должен составлять не менее 45 минут. Правильно выбрать изоляцию поможет следующая таблица:

Предел огнестойкости Использование
EI 150 для транзитных воздуховодов и шахт за пределами обслуживаемого пожарного отсека; при этом на транзитных участках воздуховодов и шахт, пересекающих противопожарные преграды пожарных отсеков, не следует устанавливать противопожарные клапаны
EI 45 для вертикальных воздуховодов и шахт в пределах обслуживаемого пожарного отсека при удалении продуктов горения непосредственно из обслуживаемых помещений
EI 30 в остальных случаях в пределах обслуживаемого пожарного отсека

Типы и особенности существующих теплоизоляторов

Для термоизоляции воздуховодов выбирают звуконепроницаемые материалы, устойчивые к вибрациям. Это объясняется особенностью функционирования вентиляционных систем: они сильно шумят и вибрируют во время работы.

Существуют следующие средства профилактических противопожарных мероприятий, связанных с воздуховодами:

  • огнестойкая теплоизоляция (маты, вермикулитовые плиты, листы минеральной ваты, базальтовые самоклеящиеся волокна, фольгированные полотна). Для монтажа этих материалов используют шурупы, шпильки, шайбы, проволоку;
  • базальтовое волокно, которое наносится методом напыления;
  • толстослойная защита (мастика, штукатурка, фосфатные пасты из жидкого стекла, минерального или асбестового волокна и нефелина). Штукатурные, цементные и асбоцементные растворы наносятся на стальную сетку слоем до 1 сантиметра. Недостаток этого метода: при повышенной влажности и существенных перепадах температур защитный слой трескается и осыпается. Но этот способ обеспечивает эффективную огнезащиту воздуховодов при невысокой стоимости наносимых материалов;
  • конструктивная комбинированная защита (совместное применение мастики и рулонных негорючих материалов на основе базальтовых волокон). В этом случае поверхность воздуховода покрывают клеящим составом из неорганических элементов, затем укрывают фольгированным полотном;
  • тонкослойная защита (вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водной или органической основе). Их защитное действие основано на формировании под воздействием высоких температур особого углеродного слоя, обладающего теплоизоляционными свойствами. Недостаток этого способа: высокая стоимость некоторых эффективных огнезащитных составов.

Общим моментом для всех видов защитных мероприятий является тщательная предварительная подготовка поверхности воздуховода.

Плиты, полотна, штукатурные составы увеличивают предел огнестойкости систем дымоудаления EI от 30 до 150, что важно для транзитных каналов. При этом, чем толще слой наносимого состава, тем лучше выше сопротивляемость огню.

Но перечисленные материалы существенно увеличивают массу вентиляционных конструкций, что требует монтажа дополнительных креплений и опор. Это не всегда возможно: иногда зазор между трубой и стеной или перекрытием бывает очень маленьким.

Огнеупорные краски по показателям эффективности могут уступать конструктивным материалам, но их можно наносить на труднодоступные участки. Трудозатраты на обустройство огнезащиты воздуховодов с помощью краски в 5 раз ниже, чем затраты труда на монтаж плит, полотен или штукатурки.

Огнезащитные краски не утяжеляют воздуховоды, и придают конструкциям привлекательный, эстетичный вид.

Они наносятся с помощью кисти, валика и краскопульта. Последний вариант – предпочтителен, потому что обеспечивает самое качественное нанесение, экономный расход часто дорогостоящего материала, сокращает трудозатраты.

Некоторые марки

Armotherm – безасбестовая сухая смесь обеспечивает сопротивляемость огню 180 минут.

DOSSOLAN 3000 – состав, увеличивающий предел огнестойкости воздуховодов до EI 180.

Огнелат-3 – огнезащитная мастика.

Файрекс-300 – огнеупорный состав для применения внутри помещений.

Огнезащитные краски (в скобках указана предельная огнестойкость конструкции после применения данного огнезащитного покрытия для воздуховодов):

  • Defender A (60 минут);
  • Proffitex 201, Proffitex 203 (90 минут);
  • Аквест-01В (60 минут);
  • Огнещит (90 минут);
  • Айсберг ОСМ – огнеупорная обмазка на основе органических копонентов;
  • САЭ-5БМ – атмосферостойкая огнезащитная эмаль

Системы огнезащиты на основе рулонных материалов:

  • ВБОР ватин;
  • ТЕРМОТЕКС;
  • PROVENT – тонкие базальтовые маты, прошитые металлической проволокой, в зависимости от модификации бывают с обкладкой из фольги или без нее, выпускаются различной толщины (огнестойкость варьируется от 60 до 240 минут);
  • Изовент (30, 60 и 90 минут);
  • Изовент 180 (180 минут);
  • МБОР-5, МБОР-5Ф, МБОР-8Ф, МБОР-10Ф, 16Ф – базальтовый фольгированный холст из тончайшего волокна без связующих компонентов толщиной соответственно 5, 8, 10, 16 миллиметров;
  • Бизон – огнебиозащитный материал толщиной 5, 8, 20, 40, 50, 60, 80 миллиметров, предназначенный для всех типов помещений, в том числе, с повышенной влажностью.

Базальтин – двухкомпонентная система из огнеупорной мастики и фольгированных матов.

Монтаж матов

Этапы монтажа огнезащитных матов из базальтовых волокон:

  • тщательное очищение и обезжиривание поверхности воздуховода;
  • приваривание штифтов импульсным сварочным аппаратом к дымоотводной трубе для последующего крепления полотна;
  • раскрой огнезащитного материала. Нижний мат не обрезается, а используется целым. Остальные маты обрезаются по окружности трубы с учетом нахлеста 10 сантиметров;
  • приготовление клея с помощью строительного миксера, работающего на малых оборотах;
  • обработка поверхности и всех монтажных элементов клеем;
  • размещение подготовленного материала на трубе дымоудаления обкладкой из фольги наружу;
  • закрепление огнестойкого полотна шайбами. Необходимо позаботиться, чтобы количество шайб соответствовало числу штифтов.

Не стоит надеяться на собственные силы при организации огнезащиты воздуховодов путем нанесения дешевых составов сомнительного происхождения. Неслучайно продукция данного вида проходит сертификацию. Нормативные требования по огнезащите конструкций должны выполняться.

Устранить урон, нанесенный пожаром, куда сложнее (это без учета вреда здоровью и цены жизни людей), чем грамотно обеспечить противопожарную профилактику.

protivpozhara.com


Смотрите также