Музеи художественные галереи отопление вентиляция кондиционирование воздуха


Вентиляция и кондиционирование музея | Вентпортал

 Сохранение произведений искусства «во всем богатстве его подлинности» является главной целью работников музея. Научное сохранение произведений искусства прошлого, контроль за тем, в каком состоянии они находятся, требует четкого соблюдения температурно-влажностного режима. Как верно отмечал Дж. Торрака, выдающийся специалист в области реставрации, «реставратор будущего — это специалист научно, технологически и культурно образованный».

Кондиционирование воздуха в помещениях музеев, архивов и библиотек можно отнести к технологическому кондиционированию. Поддержание параметров воздуха в первую очередь необходимо для сохранения произведений искусства. Создание комфортных условий для людей, посетителей и работников музеев, является второстепенной задачей.

  Разделим помещения музея на несколько категорий помещений:

  • помещения, где отсутствуют коллекции – в таких помещениях систему кондиционирования воздуха предусматривают, как для обычных гражданских
  • Помещения, где содержатся коллекции, и есть неограниченный доступ посетителей – необходимо обслуживание отдельной системой кондиционирования
  • Помещения, где содержатся коллекции, и присутствует ограниченный доступ посетителей – необходимо также обслуживание таких помещений отдельной системой кондиционирования, не связанной с другими системами

Условно помещения музея могут быть классифицированы следующим образом:

Наличие коллекции

Ограниченный доступ

Лаборатории реставрации, рабочие помещения (лаки, пыль, водяные пары) Влажные коллекции (заспиртованные природные экспонаты)

Коллекции фотографий (уксусный синдром)

Хранилища, подвалы, лаборатории

Неограниченный доступ

Галереи, выставочные залы, читальные залы

Отсутствие коллекции

Кратковременное пребывание

Курительные комнаты

Служебные помещения

Постоянное пребывание

Кафетерии, комнаты отдыха, где разрешено курение

места без приготовления и поглощения

пищи, без курения

Данные параметры определяются в зависимости от свойств материала, из которого изготовлена коллекция:

  • Гигроскопические свойства (ткань, дерево, кожа, минералы, бумага)
  • физико-химические (металл, стекло, киноматериалы, фотографические)
  • химическим составом материалов (органическое это соединение или неорганическое, какой тип краски присутствует на картине)

Cледует также учитывать, что могут возникать конфликтные условия сохранности для разных типов материалов коллекции. Некоторые материалы не допускается хранить вместе. Например, нельзя хранить бумажные произведения и фотоматериалы вместе, так как бумага выделяет газы, оказывающие разрушающее воздействие на фотоматериалы.

 Ценность экспонатов, их физические свойства, продолжительность экспозиции и хранения определяют уровень требований к точности поддержания внутренних условий. В зависимости от уровня требований музейные помещения можно разделить на пять категорий:
  • АА — очень высокий. Очень высокий уровень требований должен обеспечить длительную сохранность особо ценных уникальных экспонатов, памятников литературы, искусства и т. д. в хранилищах, специальных камерах, реставрационных лабораториях и в экспозиционных залах.
  • А — высокий. Высокий уровень требований обеспечивает практически полную сохранность предметов в реставрационных лабораториях, экспозиционных залах, хранилищах, галереях.
  • В — средний, Средний уровень требований необходим для большинства взаимозаменяемых и мало подверженных разрушению предметов хранения и экспозиции, что характерно для профильных, отраслевых и краеведческих музеев, музеев народного творчества, церквей, используемых как музеи, исторических зданий.
  • С — пониженный, пониженный уровень требований обеспечивают внутренние условия, наиболее приближенные к естественным, например в исторических зданиях, церквях, музеях сезонной работы, домах-музеях и квартирах
  • Д — низкий. Низкий уровень требований допускается в районах с мягким невлажным климатом в помещениях музеев сезонного использования или размещаемых под открытым небом, в церквях
Не стоит забывать, что значительные изменения относительной влажности воздуха в помещении негативно сказываются на состоянии экспонатов. Допустимые значения амплитуды суточных колебаний температуры и относительной влажности воздуха в зависимости от уровня требований к точности поддержания внутренних условий представлены в таблице ниже:

Допустимые значения амплитуды суточных и сезонных колебаний температуры и относительной влажности воздуха в помещении при наличии коллекции

Уровень требований

Амплитуда колебания температуры, °С

Амплитуда колебания относительной влажности воздуха, %

Отсутствие механических повреждений всех предметов искусства и картин

Небольшой риск для уязвимых предметов искусства, отсутствие механических повреждений большинства

предметов искусства, картин, фотографий и книг

+8, но температура воздуха не

выше 30°С

Умеренный риск для уязвимых предметов искусства, малый риск для большинства картин, фотографий, отдельны предметов искусства и книг, отсутствие риска для

большинства предметов искусства и книг

Амплитуда колебаний не нормируется, температура

воздуха 25°С

Амплитуда колебаний не нормируется, относительная влажность воздуха в течение года — 25—75%

Высокий риск для уязвимых предметов искусства, умеренный риск для большинства картин, фотографий, отдельных предметов искусства и книг, малый риск для

большинства предметов искусства и книг

Не нормируется

Относительная влажность ниже 75%

Высокий риск деформации и разрушения для предметов искусства, большинства картин, фотографий и книг, коррозии металла, риск может быть снижен в течение

холодного периода при отсутствии отопления

В архивах, лабораториях холодного хранения должна поддерживаться температура воздуха 10—14°С, относительная влажность воздуха 30—50%. В помещениях хранения экспонатов из металла, для исключения коррозии, относительная влажность воздуха не должна превышать 30%.

Скорость воздуха (подвижность) в музейных помещениях должна находиться в пределах 0,1—0,3 м/с, скорость обдува открыто расположенных экспонатов (картин и других чувствительных к эрозии поверхностей) потоком приточных струй не должна превышать 0,2 м/с.

Расходы воздуха, особенности воздухообмена, воздухораспределения при вентиляции и кондиционировании музея

Расход приточного воздуха в помещениях музея при наличии коллекций следует определять расчетом в соответствии с принятой схемой организации воздухообмена и типом воздухораспределителя. Следует учитывать теплопоступления и влагопоступления от людей (посетителей и музейных работников), теплопоступления от солнечной радиации, в том числе рассеянной солнечной радиации через фонари естественного освещения, теплопоступления от искусственного освещения, в том числе и подсветки.

В экспозиционных залах следует принимать площадь пола, приходящегося на одного человека: максимальное значение — 7,4 м2, среднее значение — 5,6 м2, минимальное значение — 3,7 м2. Общий расход приточного воздуха в помещении экспозиции должен быть достаточен, чтобы обеспечить отсутствие застойных зон вокруг экспонатов, в то же время не допускается направлять приточную струю на них. Кратность воздухообмена должна быть не менее 6—8.

В помещениях хранилищ следует принимать воздухообмен не менее двух-трехкратного с целью обеспечения хорошей циркуляции и перемешивания воздуха.

Минимальный расход наружного воздуха для каждого помещения определяется из расчета санитарной нормы на одного человека, создания подпора в кондиционируемом помещении, а в помещениях реставрации — и из условия компенсации воздуха, удаляемого местными отсосами, и из расчета разбавления вредностей.

 Расход наружного воздуха, подаваемого в экспозиционные залы на одного человека, должен быть не менее 30 м.куб в час. Общий расход наружного воздуха следует определять в зависимости от типа многозональной системы кондиционирования воздуха. Может быть предусмотрена возможность изменения расхода наружного воздуха по датчику концентрации углекислого газа при изменении потока посетителей.

В музейных помещениях при наличии коллекции с постоянным доступом предпочтительно предусматривать перемешивающую вентиляцию по схеме «сверху-вниз», так как вытесняющая вентиляция хорошо работает только при устойчивых конвективных потоках от неподвижных источников.

В лабораториях реставрации схема организации воздухообмена должна выбираться с учетом плотности веществ, используемых при реставрации. Требованиям к интерьерам музейных помещений наиболее отвечают щелевые воздухораспределители.

При проектировании системы вентиляции кондиционирования музеев, библиотек или архивов наиболее важно иметь на ранней стадии проектирования команду проектировщиков, включающую специалиста по кондиционированию воздуха.

Это позволит учесть при разработке объемно-планировочных и конструктивных решений здания факторы, ограничивающие единовременные и эксплуатационные затраты на создание и функционирование СКВ и на все здание в целом. К таким факторам можно отнести: — уровень технологических требований к системе обеспечения микроклимата, определяемый материалом, из которого изготовлены экспонат, ценностью коллекции, продолжительностью ее хранения и экспозиции; — схему организации воздухообмена, выбор которой связан с размещением воздухораспределителей, местных агрегатов СКВ и устройств для забора воздуха в интерьере; — соотношение естественного рассеянного освещения и искусственного освещения (подсветка); — загрязненность атмосферного воздуха; — интенсивность потока экскурсантов; — уровень шума внутри и снаружи здания;

— размещение оборудования СКВ во внутреннем пространстве здания и снаружи него, а также устройства для забора и удаления воздуха.

Таблица 1 Рекомендуемые микроклиматические параметры для обеспечения

оптимальных условий хранения художественных объектов

Вид объекта Относительная влажность, % Температура,  °С
Доспехи, оружие < 40 -
Изделия из кости, в том числе слоновой 45–65 19–24
Бронза < 55 -
Бумага, папье-маше 50–60 19–24
Анатомические коллекции 40–60 19–24
Минералогические коллекции, мрамор, камень 45–60 30
Кожа, в том числе выделанная, пергамент 50–60 -
Диски, магнитная лента 40–60 10–21
Гербарии и ботанические собрания 40–60 -
Фильмы 30–50 –5 +15*
Фотографии (ч/б) 20–30 2–20**
Насекомые и энтомологические коробки 40–60 19–24
Восточные лаковые краски 50–60 19–24
Дерево 40–65 19–24
Крашеное дерево, полихромная скульптура 45–65 19–24
Книги, рукописи 50–60 19–24
Этнографические материалы 40–60 19–24
Органические материалы 50–65 19–24
Пластмасса 30–50 -
Изделия из полированного металла и металлических сплавов, латуни, серебра, олова, свинца, меди < 45 -
Мебель с инкрустацией, лакированная 50–60 19–24
Стенная мозаика и живопись 45–60 мин. 6 (зима); макс 25 (лето); макс. дневной

перепад 1,5 °С/ч

Золото < 45 -
Папирус 35–50 19–24
Пастель, акварели, графика, гравюра 50–60 19–24
Мех, перо 45–60 15–21
Живопись на холсте 35–50 19–24
Фарфор, керамика***, керамогранит, терракота 20–60 -
Шелк 50–60 -
Ткани, ковры, гобелены, обойный текстиль 40–60 -
Стекло и витражи 25–60 -
Таблица 2Микроклиматические условия, предохраняющие материалы от микробиологического воздействия
Материал Относительная влажность, % Максимальный диапазон дневного колебания,Δ отн. влажн. Темпера- тура, ºС Максимальный диапазон

дневного колебания,

ΔТ
Живопись на холсте 40–55 6 19–24 1,5
Живопись по дереву 50–60 2 19–24 1,5
Дерево 50–60 2 19–24 1,5
Археологическое дерево 50–60 2 19–24 1,5
Мокрое дерево - - < 4* -
Бумага 40–55 6 18–22 1,5
Бумага: пастель, акварель < 65 - < 10 -
Бумага: книги, рукописи 45–55 5 < 21 3
Бумага: рисунки 45–55 5 < 21 3
Кожа, в том числе выделанная, пергамент 40–55 5 4–10 1,5
Текстиль целлюлозный 30–50 6 19–24 1,5
Текстиль белковый > 50–55 - 19–24 1,5
Этнографические коллекции 20–35 5 15–23 2
Устойчивые материалы 35–65 - - 30 -

 Используемая литература:

  1. Белова Е.М. Центральные системы кондиционирования в зданиях 2006

при перепечатке статьи ссылка на www.ventportal.com обязательна.

ventportal.com

Вентиляция в музее, картинной галерее

Поделиться:

Старинные здания с уникальной архитектурой сейчас в основном служат музеями и галереями, в которых хранятся картины, архивы, и другие культурные наследия. Если Вы планируете хранить картины, нужно учесть, что при низкой влажности внутри помещения могут  деформироваться картины, а в верхнем слое появляются трещины. Исходя из ценности подобных объектов, подход к созданию правильного микроклимата в них должен быть особый.

 

Один из важнейших критериев – правильно подобранная и установленная вентиляционная система. От качества воздуха, его температуры и влагосодержания зависит состояние не только культурных ценностей, но и самого сооружения.

Качественный климат в музеях и галереях. Требования и нормы

Учитывая все требования к микросреде в помещениях где хранятся экспонаты и произведения искусства, были сформулированы следующие правила:

  • Каждое помещение музея или галереи должно быть обеспечено качественной и эффективной вентиляционной системой, которая будет создавать требуемый воздухообмен и своевременно удалять вредные вещества из воздуха (пыль, дым, химические примеси т.д.)
  • Скорость воздуха внутри помещения должна быть менее подвижной, чтобы не произвести негативное влияния на артефакты
  • Вентиляция и кондиционирование в музее должно иметь современную систему очистки воздуха, для качественного удаления всех аллергенов, газов и примесей которые могут агрессивно воздействовать на экспонаты
  • Уровень оптимальной влажности в галереи или музее должен строго соблюдаться согласно индивидуальным требованиям

Несомненно, каждый музей и картинная галерея имеют свои особенности, и подход к их климату так же производится в индивидуальном порядке. Но за все время работы с подобными объектами наша команда специалистов составила несколько правил, при выполнении которых культурные ценности сохраняются наилучшим образом:

  • Движение воздуха в музеях должно соблюдаться в пределах 0,1-0,3 м/сек. 
  • Воздушный поток приточного воздуха не должен попадать на экспонаты со скоростью выше чем 0,2 м/сек.
  • Кратность воздухообмена в музеях составляет не меньше 6-8 раз в 1 час, для хранилищ показатель 2-3.
  • Уровень влажности в музее, галерее или храме должен колебаться в пределах 40-50%. А влажность в помещении где выставлены экспонаты из металла, не должна превышать показателя в 30% (поскольку металл предрасположен к коррозии).
  • Температура воздуха в музее и галерее – 20-22 °C летом, и 18-20 °C в зимний период.
  • Помещения для холодного хранения (библиотеки, архивы и лаборатории), должны соблюдать уровень влажности в пределах 30-50%, а температурный режим 10-14 °C.

Монтаж системы вентиляции и кондиционирования в музеях и галереях

Модернизация старинного здания должна происходить бережно, и только под руководством специалистов. Не редко бывали случи что установку габаритной вентиляционной или климатической системы старинные здания попросту не выдерживали и повреждалась их конструкция. Так же отдельно стоит обратить внимание на интерьер самого помещения. Дабы не нарушать дизайн и атмосферу выставочных залов, рекомендуется предусматривать скрытый монтаж систем.

Несмотря на широкий ассортимент вентиляционного оборудования для подобных сооружений, следует к каждому объекту подходить индивидуально, учитывая все его особенности и требования к микроклимату.  В музеях, галереях и архивах находится наше культурное наследие, поэтому к их состоянию и способу хранения нельзя относиться безбрежно. В первую очередь, владельцам старинных зданий, музеев и галерей, нужна грамотная консультация специалиста с опытом работы на аналогичных объектах, который в дальнейшем поможет правильно подобрать и купить оптимальную под Ваши требования вентиляционную систему.

Интересные статьи на подобную тему:

Актуальный вопрос: сколько воздуха нужно человеку? Внутренний воздух в XXI веке: новые требования Монтажник систем вентиляции и кондиционирования

ventbazar.ua

Современная и производительная вентиляция выставочных залов

Выставочные залы – это просторные помещения, предназначенные для временного хранения и демонстрации предметов искусства, автомобилей, ювелирных изделий, товаров народного потребления, продукции легкой и тяжелой промышленности. Это могут быть старинные музейные залы или современные строения ангарного типа. Естественно, в них необходимо поддерживать приемлемую температуру, влажность, а также кратность воздухообмена. За эти параметры отвечает вентиляция выставочных залов. Она проектируется согласно строительным нормам и правилам, с учётом специфики объекта.

Основные нормы и требования

Проектирование вентиляции основывается на соблюдении требований ГОСТов и СНиПов. Для музеев применяются одни нормы, для выставочных залов без конкретной тематики - другие. Основные требования и правила расчёта изложены в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»; СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Существуют общие требования, актуальные для всех типов просторных помещений проведения выставок:

  1. Залы оборудуются только системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Дополнительно устанавливаются блоки кондиционирования, осушения воздуха, а также рециркуляторы.
  2. Если отопительная система соединена с вентиляционной, то выполняется два расчета температуры. Первый – дневной, исходя из норм для конкретного помещения, второй – ночной, когда нет посетителей. Проектируемая температура зависит от конкретных условий, но должна быть не ниже +12°С.
  3. В зависимости от климатического района подбирается тепловая завеса. Она отсекает потоки холодного воздуха, проходящие через входной тамбур.
  4. В выставочных залах библиотек и музеев проектом предусматривается рециркуляция воздуха.
  5. Для большей части комплексов расчетная температура воздуха принимается +18°С. Кратность смены воздуха не менее 2 раз в час. Также учитывается расчетное число посетителей за смену. На одного человека не менее 20 м3/час.
  6. Относительная влажность воздуха зависит от предназначения выставочного комплекса и обычно варьируется в пределах 45-55%.
  7. Подвижность воздушных масс в зоне нахождения людей, а это 2-3 м от пола, варьируется в пределах 0,3-0,5 м/с.
  8. Расчетный объем приточного воздуха зависит от аналогичного показателя по вытяжки, но с учетом дисбаланса. Подробные данные есть в СНиП 41-01-2003.
  9. В выставочных залах с высотой потолков более 6 м положительный дисбаланс приточка/вытяжка должен быть не менее 6 м3/ч.
  10. Если высота от пола до потолка больше 3 м, то нормами допускается вытесняющая вентиляция. Схема предполагает подачу холодного воздуха через распределительные клапаны пола.
  11. Места расположения вытяжных отверстий строго регламентируются. Не рекомендуется их размещать ниже 2000 мм от пола, а также 400 мм от уровня подвесного потолка.
  12. Приемные отверстия общеобменной системы вентиляции при нижнем заборе отработанного воздуха размещаются на высоте до 300 м от уровня пола.

Варианты инженерных решений

Вентилирование выставочных залов осуществляется посредством общеобменной системы с механическим побуждением. Основная проблема для проектировщиков – как доставить струю воздуха с потолка, при этом сохранив нормативную скорость.

Схема завихрения

Можно использовать специализированные аппараты с искусственным завихрением воздушной струи. У них меняется угол атаки лопатки. С помощью такой опции можно менять форму и направление воздушной струи. В зависимости от конкурентных условий можно настелить воздух на потолки или создать модную струю, которая дойдет до пола. Установки оснащаются автоматическим регулятором работы: он считывает показатели термостата рабочей зоны и меняет параметры работы оборудования.

Для выставочных залов автомобилей часто применяется местная вытяжная система. На выхлопную трубу каждого автомобиля надевается специальный отвод, подключенный к системе забора воздуха.

Есть и другие варианты расстановки оборудования. Подробную информацию можно почерпнуть у АВОК (Некоммерческое Партнерство «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике).

Вентиляция музеев

Экспозиция музеев бывает очень разнообразной: от бесценных предметов старины до шедевров современного искусства из пластика и металла. Выставочные залы предназначены не только для посетителей, но и для экспонатов. Задача проектировщика заключается в подборе оборудования и схемы вентилирования, работа которой обеспечит оптимальные показатели по температуре и влажности.

Необходимо учитывать, что музейное пространство не едино, а состоит из зон. В каждой зоне свои требования по микроклимату, кратности воздушного обмена:

  • подсобные и бытовые помещения. Выставочная деятельность на их площадях не ведется, поэтому расчет воздухообмена производится по правилам гражданских зданий;
  • выставочные залы, доступ посетителей не ограничен;
  • выставочные залы, доступ посетителей ограничен;
  • закрытые музейные хранилища. Это особый тип помещений, и расчет вентиляции в них полностью зависит от конкретных экспонатов.

Кроме зонирования по интенсивности посещения на расчётные параметры вентсистемы влияют физико-химические свойства экспонатов. Если это каменные скульптуры, то не допускается резких скачков температуры; предметы древесного зодчества, картины и старинная одежда не переносят высокой влажности.

При проектировании системы вентиляции обязательно должна учитываться совместимость материалов, из которых изготовлены экспонаты: если в одном помещении присутствуют не сочетаемые по свойствам экспонаты, то это может привести к порче оных.

Нормы вентилирования

Скорость струи воздуха

Вентиляция выставочного зала музея должна удалять тепло и влагу от посетителей, тепловую энергию солнца и искусственного освещения, а также охлаждать и фильтровать приточные воздушные массы.

Расчетная температура в архивных помещениях и запасниках составляет +10 - +14°С; влажность от 30% до 50%, для экспонатов, подверженных коррозии, 30% . Скорость струи воздуха от 0,1 до 0,3 м/с.

Около экспонатов скорость движения воздушной струи не должна превышать 0,2м/с.

Кратность воздухообмена выставочных залов с большой интенсивностью людского потока должна составлять 6-8 раз/час; складским помещениям достаточно 2-3 раза в час. Мощность вентиляторов рассчитывается исходя из норм по кубатуре воздуха на одного человека. Для выставочных помещений она не менее 30 м3/ч на одного посетителя.

Точность основных параметров воздуха музея

Музеи и выставочные залы по уровню точности поддержания расчетных параметров микроклимата подразделяются на пять классов. Градация зависит от средних сроков хранения единицы экспоната, его культурной, исторической и материальной ценности, а также материала:

  1. AA – помещения для хранения особо ценных произведений искусства на длительный период. К ним относятся реставрационные комнаты, камеры для хранения ветхих и аварийных экспонатов.
  2. А – высокий уровень точности. Относится большая часть выставочных залов и галерей крупных музеев, а также комнаты для реставрации и запасники.
  3. В – средний уровень. Включают в себя выставочные залы местных музеев народного творчества. Основное отличие от уровня А – отсутствие незаменимых экспонатов, т.е., всё что выставлено, можно заменить или отремонтировать.
  4. С – низкие требования. Проектирование специализированной системы вентилирования не требуется. К этому классу относится часть исторических зданий, церквей.
  5. Д – музей под открытым небом. Преобладает естественная вентиляция и сезонный режим работы.
Степень точности

К вентиляции каждого класса помещений предъявляются жесткие требования по предельным отклонениям основных параметров:

  • Класс АА. Риск повреждения экспозиции равен нулю. Колебания суточной температуры могут варьироваться в пределах ±4,5°С, изменение влажности не допускается.
  • Класс А. Минимальный риск порчи самых уязвимых и хрупких предметов. Для большей части коллекции опасность повреждения отсутствует. Суточное отклонение по температуре -8 до +4,5°С, влажности 10%.
  • Класс В. Присутствует минимальный риск порчи книг и фотографий. Для картин риска нет. Суточное отклонение по температуре -8 до +4,5°С, влажности 10%.
  • Класс С. Минимальная вероятность порчи книг, средняя картин и фотографий. Старинные, уязвимые предметы хранить не рекомендуется. Отклонения по температуре и влажности не регламентируются.
  • Класс Д. Высокая вероятность порчи любых предметов искусства. Параметры микроклимата не регламентируются.

В заключение

Подход к разработке системы вентилирования выставочного зала строго индивидуален. Только профессиональные инженеры в полной мере могу проанализировать исходные данные конкретного объекта, а затем составить грамотный, выверенный проект вентиляции, способный обеспечить безопасное хранение ценных экспонатов.

Компания «Мега.ру» предоставляет услуги по проектированию вентиляции в Москве, области и других регионах РФ. Вы можете получить подробную информацию о сотрудничестве и ответы на конкретные вопросы по любым каналам связи, указанным на странице «Контакты».

m-e-g-a.ru

Микроклимат помещений музеев, художественных галерей, хранилищ картин

Компания «Спецклиматсервис» выполняет проектирование, монтаж и сервисное обслуживание систем микроклимата и оборудования для музеев, художественных галерей, хранилищ картин в частных коллекциях, реставрационных мастерских.

Хранение ценностей и произведений искусств требует стабильных климатических параметров. При низкой влажности деформируются картины, а в верхнем слое появляются трещины.

Температура и относительная влажность воздуха

Технологические нормы и требования

Идеальными условиями для сохранности экспонатов является поддержание единого температурно-влажностного режима в залах и хранилище музея.

Согласно технологическим нормам:

  1. возможно колебание температуры от 16°С зимой до 24°С летом (наиболее предпочтительная температура: 18-22°С);
  2. относительную влажность воздуха необходимо поддерживать в пределах 55% (допускается смещение показателя влажности до 5% в сторону повышения или понижения).

Опасности нестабильного температурно-влажностного режима в музее

При нестабильности температурно-влажностного режима экспонаты подвергаются порче:

  1. биологической (воздействию насекомых, грибков и т.д.);
  2. химической (коррозия металла, запотевание стекла, выцветание красок, изменение структуры материалов);
  3. физической (деформации).

При условии повышенной влажности происходят такие изменения:

  1. серебро темнеет;
  2. хлопок, лён, шёлк и шерсть быстрее выцветают;
  3. стекло в процессе выщелачивания становится хрупким, мутным и расслаивается;
  4. в геологических музеях пириты железа видоизменяются в сульфат железа и серную кислоту;
  5. кожа, дерево, пергамент, текстиль – при повышенной влажности впитывают влагу и разбухают, а при пониженной — ссыхаются.

Если перепады уровня влажности происходят часто, предметы теряют форму, покрываются трещинами.

Системы микроклимата и рекомендации по созданию оптимальных условий для хранения ценностей и произведений искусств

  1. необходимо отрегулировать и поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим в помещениях хранения картин;
  2. в отопительный период — для поддержания постоянной температуры необходимы качественная теплоизоляция конструкций, наличие систем вентиляции и кондиционирования;
  3. для эффективного вывода паров из помещений рекомендуется утеплять внешние стены с помощью устройства фасадной системы.

Специалисты компании «Спецклиматсервис» рекомендуют установить в помещениях хранения картин систему автоматического круглосуточного и круглогодичного контролирования параметров воздуха, которая значительно облегчить регуляцию температурно-влажностного режима.

Для хранения картин подходят прецизионные кондиционеры, отличающиеся высокой точностью контроля и управления температурой и влажностью, надежностью в эксплуатации и полной совместимостью с системами управления микроклиматом.

Музей изобразительного искусства Украины

Музей изобразительного искусства Украины по адресу г.Киев, ул. Глыбочицкая 17 был открыт в декабре 2009 года. Музей размещается на 3 этажах, общей площадью свыше 3500 м2.

Реализованное решение:

Компания «Спецклиматсервис» спроектировала,  смонтировала и провела пусконаладочные работы мультизональной системы кондиционирования с круглогодичным поддержанием постоянной температуры и влажности. Температура поддерживается на уровне 22°С (колебания составляют не более 1°С), а влажность – 53% (колебания составляют не более 2%).

Киевский национальный музей русского искусства

Киевский национальный музей русского исскуства по адресу г. Киев, ул. Терещенковская 9

Реализованное решение:

Спроектирована, смонтирована и проведены пусконаладочные работы системы кондиционирования с поддержанием заданных параметров влажности и температуры.

Галерея «Эстамп»

Галерея «Эстамп» по алресу г. Киев, ул. Кудрявская 8

Реализованное решение:

Установлена система кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции воздуха на базе оборудования «DAIKIN»

Частное хранилище и реставрационная мастерская общей площадью 400 кв.м.

Реализованное решение:

Установлена система прецизионного кондиционирования

s-climate-s.com.ua


Смотрите также