.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в школах где


Оборудование механической вытяжной вентиляции

Системы механической вентиляции создают безопасные, комфортные и даже технологические условия труда и отдыха человека. Область применения таких систем огромна. Отдельные схемы применяются в домашних условиях, а другие – в промышленных. Для того чтобы такое оборудование было максимально эффективным, заранее проводится расчет механической вентиляции.

Системы циркуляции воздуха должны быть тщательно просчитаны

Необходимость в расчетах особенно важна на производстве. Применяемые системы вентиляции должны соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам, которые определяют безопасные условия труда человека.

Назначение

В любых помещениях, жилого и производственного типа, вентиляционные системы играют важную роль в обеспечении безопасного микроклимата. С чем связана такая зависимость, догадаться несложно. В домашних условиях, определенные схемы и устройства обеспечивают воздухообмен отдельных комнат и всего помещения. Пыль, неприятные запахи, повышенная влажность, недостаток кислорода – все эти проблемы решает правильно обустроенная общая вентиляция помещения. Также применяются и местные устройства. Наиболее распространенным примером такого рода является кухонная вытяжка, которая утилизирует запахи пищи во время ее приготовления. Она является одним из самых простых, но эффективных примеров домашних вытяжных установок.

Оборудование механической вентиляции является лучшим вариантом для обеспечения качественных микроклиматических условий и вне жилой зоны. Оборудуются установки в строениях любого типа: офисах, больницах, магазинах, заведениях общественного питания и в производственных условиях. И в каждом отдельном варианте их использования, вентиляционное оборудование выполняет свои определенные цели. Особенно важны они на производстве. Рабочим химико-фармацевтических, текстильных, металлургических, радиотехнических предприятий и отдельных цехов, жизненно необходимо обеспечение рабочего места вентиляцией. Во время тех или иных работ, в воздухе повышается концентрация вредных для здоровья веществ, которые следует быстро и качественно утилизировать.

Кухонная вытяжка — распространенный пример механической вентиляции

Разновидности по области обслуживания

Независимо от области применения вентиляция бывает двух видов – естественной и механической. Отличает их принцип работы. У естественной системы, образование тяги происходит за счет правильного расположения элементов вентиляции, а также определенных физических законов и явлений. Принудительная же, функционирует за счет вентиляторов, которые создают тягу искусственно.

Применение механических вентиляционных систем и оборудования подразделяется для обеспечения определенных микроклиматических условий в отдельно отведенном месте (локализированная вентиляция) и на оборудование, которое справляется со своей задачей во всем помещении или строении (общая вентиляция). Наибольшее распространение получили вытяжные и приточные установки вентиляционного типа. Обеспечение общего воздухообмена вытяжкой осуществляется в случаях:

  • повышения концентрации вредных веществ в пространстве жилых и нежилых помещений;
  • необходимости утилизации газообразных веществ, в образовании которых не участвовали определенные источники загрязнения;
  • неэффективности применения локализированных систем.

Необходимость местного вытяжного оборудования связана с процессом работы отдельных источников загрязнения воздушного пространства. В жилище таким является кухонная плита и духовой шкаф.

В процессе приготовления пищи, в воздухе кухни повышается концентрация вредных пищевых жиров. Но, разместив в рабочей зоне вытяжку, вредные запахи будут быстро и качественно утилизироваться из комнаты.

Перед выбросом их в атмосферу, отработанный воздух проходит очистку специальными угольными фильтрами.

Применение вентиляционных вытяжных установок на производстве отличается большим разнообразием области применения и локализации. Для обеспечения безопасности рабочего в процессе его трудовой деятельности могут использоваться: вытяжной шкаф, зонт, кожух, отсосы и т.д. Некоторые работы требуют не только применения вытяжного оборудования, но и приточной механической вентиляции местного типа. В некоторых работах в опасной токсичной среде, чистый воздух подается человеку в специальную маску или камеру. В других – в рабочую зону или рядом с ней.

Применение на производстве

Механическая вентиляция производственных помещений имеет множество преимуществ. От естественной, ее отличает качество и скорость воздухообмена, а также дополнительная обработка приточных и вытяжных потоков. Наиболее полезными являются функции:

  • фильтрации;
  • ионизации;
  • нагрева;
  • охлаждения.

Самыми распространенными на производстве, являются местные типы вентиляционных систем. Местная приточная вентиляция позволяет подавать чистый воздух к рабочему месту. Локализированная вытяжная же система, выполняет обратную задачу. Она утилизирует опасные газообразные вещества в атмосферу, предварительно отчищая их.

Перед установкой таких систем и аппаратов, важно иметь расчетную схему или проект, утвержденный санитарно-экологическими инстанциями, а также ответственным человеком за охрану трудовой деятельности. Предварительные расчеты включают в себя большое количество особенностей, касающихся мощности источников загрязнений, их местоположения, а также количества людей, которые находятся в рабочей зоне.

Для эффективной работы общей вентиляции применяется расчетная формула – V= Р*n, где – V – нормированный показатель безопасного воздухообмена, P – расход воздуха одним человеком, n- количество людей в рабочей зоне.

При определенных типах загрязнений и их концентрации в воздушном пространстве, используются дополнительные коэффициенты и поправки, а также отдельные формулы.

Производственные воздухоотводы должны обладать высокой мощностью

Требования

Вентиляционные системы классифицируются по предназначению – для подачи и утилизации воздуха. На производстве, наиболее распространенными являются вытяжные типы оборудования. Их эксплуатация должна соответствовать таким требованиям:

  • источник загрязнения должен быть максимально укрытым;
  • конструктивные элементы вентиляции не должны мешать выполнению технологических процессов, а также самому рабочему;
  • загрязнение утилизируется в сторону их естественного направления движения (газ – вверх, а механические частицы и пыль – вниз).

Удаление газа и механических частиц за пределы рабочей зоны, а также самого помещения также имеет свои особенности. Отчасти они касаются фильтрации. Всасываемые отсосом воздушные потоки, перед утилизацией должны проходить очистку двумя и более фильтрами разной степени очистки.

Некоторые промышленные вытяжки могут быть полностью автоматизированными. Их функционирование, а также режим работы будет зависеть от самого технологического процесса, его качества и длительности. Но, в отечественных условиях, такая аппаратура – редкость. В промышленности используют более простые естественные и механические системы (с вентилятором и фильтром, без автоматики).

Типы оборудования

К выбору оборудования местной приточной вентиляции, а также вытяжным системам, следует подходить тщательно. Оно должно полностью соответствовать санитарным требованиям, а его монтаж и эксплуатация – СНИП. Вытяжные устройства включают в себя сам воздухозаборник (отсос), камеру фильтрации и воздуховод с вентиляционной шахтой. Иногда, встречаются и дополнительные конструктивные элементы. Самыми распространенными вариантами вытяжных производственных систем и оборудования являются:

  • противопылевые кожухи;
  • открытое оборудование (вентиляционные зонты и отсосы);
  • закрытое оборудование (шкафы, кабины и камеры).

Каждый вариант оборудования имеет свои преимущества и недостатки, независимо от того, что все они имеют схожие конструктивные особенности друг с другом. При сварочных работах применяются вентиляционные шкафы или передвижное укрытие. Главное, чтобы отсос находился сверху над деталью и электродом.

По санитарным нормам, скорость тяги должна соответствовать 0,7-1,1 м/сек. Чем токсичнее выделяемые газы и сложнее сам технологический процесс, тем и показатель больше.

Расчеты к вытяжным зонтам более требовательные. Перед их применением важно учесть: диаметр воздуховода, мощность вентилятора, скорость движения воздуха и высоту над источником загрязнения. Лучше всего выбирать минимальную высоту над рабочим местом. Так, газообразные вещества будут быстрее покидать воздушное пространство. Важен и угол раскрытия зонта. Минимальная величина – 60 градусов. Но, более эффективны устройства с углом в 90 градусов.

vozduhstroy.ru

Что нужно учесть, разрабатывая проект вентиляции школы

Системы вентиляции для учебных учреждений не без оснований относят к наиболее ответственным элементам инфраструктуры зданий, поскольку в долгосрочной перспективе они прямым образом влияют на здоровье всего населения страны. Ввиду чего, проект вентиляции школы должен не только соответствовать формальным требованиям СНиП, но и учитывать все нюансы современной архитектуры зданий.

Основной проблемой в проектах такого типа является то, что их разработка должна производиться с учётом противоположных критериев: нормативов воздухообмена и требований к энергетической эффективности здания.

Если ещё учесть повсеместную замену старых оконных блоков на металлопластиковые стеклопакеты, то согласовать необходимую структуру вентиляции с доступным бюджетом становится крайне сложно, что надо учитывать при составлении технического задания.

Особенности систем вентиляции для школ и вузов

Изначально проектирование воздухообмена для зданий учебных учреждений производилось по той же схеме, что и для обычных жилых помещений: с притоком воздуха за счёт инфильтрации через окна и естественной вытяжкой через санузлы и рекреационные зоны.

Даже в советское время это было явной манипуляцией нормативами, поскольку минимальной нормой воздухообмена является 21 м3/час на одного человека. Откуда следует, что если среднее количество учащихся в одном классе составляет 30 человек, то сквозь «щели в окнах» должно поступать не менее 600 м3 воздуха в час!

Очевидно, что на практике подобный норматив не соблюдался, а фактическая вентиляция в школах, вузах и общественных зданиях осуществлялась только благодаря организационным мерам – через соблюдение графика проветриваний.

Но как же согласовывались подобные проекты, когда нарушение воздухообмена в учебных классах потенциально опасно для здоровья учащихся? Ответ на этот вопрос прост: благодаря особой формулировке в СНиП, где норма воздухообмена оговорена в м3/час. Учитывая, что продолжительность урока составляет 45 минут, недостающая кубатура накладывалась на оставшиеся 10-15 минут перемены, которые объявлялись периодом интенсивного проветривания.

Сегодня, когда уровень естественной инфильтрации из-за перехода на металлопластиковые окна снизился в разы, подобный подход абсолютно недопустим.

Напомним, что несоблюдение норм воздухообмена в помещениях, где находятся люди, опасно, прежде всего, тем, что критическим образом изменяется баланс воздушной смеси. А именно, повышается процент содержания углекислоты, что приводит как к явно выраженному ухудшению самочувствия, так и к патологическим нарушениям здоровья.

Сонливость, потеря концентрации, синдром хронической усталости – всё это только явные последствия неправильно спроектированной вентиляции. А если учесть, что недостаточный воздухообмен способствует развитию вирусных инфекций, то выбор схемы воздухообмена для школ имеет, можно сказать, стратегическую важность в масштабе всей страны.

Таблица влияния концентрации СО2

Отметим, что данная проблема актуальна для всех школ мира, поэтому как в нашей стране, так и за рубежом ей было уделено очень много внимания. В результате были разработаны кардинально иные подходы к проектированию вентиляции в учебных учреждениях.

Проблемы вентиляции в учебных заведения

Рассмотрим, какими методами может быть решена проблема недостаточного воздухообмена в аудиториях школ и вузов.

Вытяжная вентиляция с естественным притоком

Суть такой системы в том, что в отдельном помещении школы устанавливается мощная силовая установка, работающая как вытяжка. К каждому классу подводятся отдельные воздуховоды для отбора воздуха.

Подача свежего воздуха осуществляется естественным путём за счёт естественной инфильтрации через окна или сквозь специальные приточные клапаны.

На практике подобный подход оказался малоэффективным, поскольку естественный приток через пластиковые окна в закрытом состоянии практически отсутствует, а забор воздуха через вентиляционные клапаны сводит на нет все усилия по энергосбережению.

Более того, в холодное время года такое решение чревато возникновением особо холодных зон возле окон, что также может привести к ухудшению здоровья учащихся.

Тем не менее, из всех типов механизированных воздухообменных систем проект вытяжной вентиляции имеет минимальную стоимость.

Централизованные приточно-вытяжные системы

Классическое решение проблемы недостаточного воздухообмена - это установка полномасштабной вентиляционной системы, предполагающей подвод к классам как вытяжных, так и приточных воздуховодов.

Централизованная вентиляция с рекуперацией

В этом случае можно обеспечить полный контроль над параметрами воздушной смеси:

  • температурную нормализацию (как нагрев, так и охлаждение);
  • осушение или увлажнение до требуемого уровня;
  • очистку от загрязнений.

Для новых зданий такой подход стал практически стандартом и применяется, как правило, совместно с рекуператорными модулями.

Однако, установка приточно-вытяжной системы в существующих зданиях сталкивается с большими сложностями строительного характера.

Необходимо отметить, что существует две базовые разновидности приточно-вытяжной вентиляции:

  • смесительная;
  • вытесняющая.

Смесительная схема предполагает, что подача и забор воздушных масс осуществляется через потолочные диффузоры, при этом входной поток, как правило, охлаждается (до 130C). В результате смешения с активным и нагретым воздухом, получается рабочая смесь приемлемой температуры (20-22 0C) с минимальным содержанием углекислого газа.

Распределение температуры с системой вытесняющей вентиляции

В вытесняющей модели вентиляции входной поток подаётся без охлаждения (19-200C), через диффузоры, расположенные в нижней части помещения. В результате чего в активной зоне помещения формируется чистый слой воздуха, а нагретые и насыщенные CO2 воздушные массы вытесняются в потолочную зону, откуда откачиваются через заборные воздуховоды.

Локальная рекуперация

Локальный рекуператор

Все описанные выше методики обладают одним недостатком – их трудно применить к существующим зданиям, архитектура которых не предусматривала установку сетей из воздуховодов.

Ввиду чего, школы стали первым типом зданий, в которых начали массово применяться локальные рекуператорные системы.

Напомним, что понятие «рекуператор» в вентиляции означает приточно-вытяжную вентиляцию с переносом тепла от исходящих потоков на входящие.

Рекуператорные теплообменные модули могут быть смонтированы как часть централизованной системы вентиляции, так и в виде локальных автономных блоков, монтируемых на стену или в оконном проёме.

Наиболее яркий пример такого подхода – установка во всех школах Голландии рекуператорных вентиляционных блоков, с автоматической реакцией на превышение уровня CO2.

Действующие нормы воздухообмена

В общем случае, обязательная установка механизированной вентиляции в школах необходима только тогда, когда количество учащихся превышает 200 человек.

Минимальная интенсивность воздухообмена зависят от типа помещения:

  • для классных комнат – 20 м3/час на одного человека;
  • спортзалы – 80 м3/час;
  • пищеблоки – 20 м3/час.

Температура входящих потоков должна быть в диапазоне от 16 до 220C, влажность – от 35 до 65%.

Проектирование вентиляционных комплексов выполняется с учётом следующих нормативных документов:

  • СНиП 2.08.02-89 (Проектирование общественных зданий и сооружений);
  • СНиП 2.08.02-89 (Проектирование учебных комплексов и центров);
  • СанПиН 2.4.1.1249-03 (Санитарно эпидемиологические требования к ДОУ);
  • СанПиН 2.4.2.1178-02 (Требования к школам);
  • СанПиН 2.4.3.1186-03 (Треб к ПТУ);
  • СНиП II 65-73 (Общеобразовательные школы и школы-интернаты).

Обратите внимание, что в СНиП II 65-73 в числе прочих параметров указана предельная норма по содержанию CO2 в воздухе аудиторий и классов – 1 литр на 1 м3.

Вентиляция пищеблоков

В ходе расчета вентиляционных систем для школьных столовых и буфетов следует учитывать, что вентиляционные сети пищеблоков не должны пересекаться с воздуховодами для других помещений.

Также отметим несколько нестандартных требований, предъявляемые к проектам вентиляции школ и вузов:

  • для создания вытяжки из химических кабинетов запрещено использовать воздуховоды из кирпича;
  • в системе воздухообмена для столовых приточные потоки воздуха направляются в обеденный зал, а вытяжка подключается к кухонным и подсобным помещениям;
  • в санитарных комнатах, оборудованных душевыми кабинками, вытяжные диффузоры монтируются над душевыми кабинками;
  • вытяжка из химических кабинетов и лабораторий разрабатывается как отдельная система, не пересекающаяся с другими вентиляционными каналами.

Дополнительные факторы

Любое учебное учреждение относится к зданиям, где крайне важна качественная шумоизоляция вентиляционных систем.

С точки зрения проектирования – это существенный усложняющий фактор, который требует отдельного подхода к построению сети воздуховодов, а также значительных затрат труда на детализацию звукоизолирующих покрытий.

Кроме этого, следует учитывать, что вместе с вентиляцией может проектироваться ряд вспомогательных систем:

  • дымоудаление;
  • тепловые завесы (для школ в холодных регионах страны);
  • установки для корректировки влажности воздуха.

Учитывая, что каждая из перечисленных установок может подключаться к основному вентиляционному комплексу, их наличие существенно влияет на сложность и стоимость проектирования.

Компания «Мега.ру» выполняет заказы на проектирование вентиляционных комплексов любого уровня сложности, включая модернизацию систем воздухообмена в школах и общественных зданиях. Чтобы уточнить стоимость услуг и согласовать детали сотрудничества, перейдите на страницу «Контакты» и свяжитесь с нашими консультантами.

m-e-g-a.ru

Устройство вентиляции в учебных заведениях и её работа

Обычно внутри школ, училищ, ПТУ, интернатов, детских садиков расположено множество помещений абсолютно разного назначения. Поэтому вентиляция в учебных заведениях требует особенного проектирования. Кондиционирование лабораторий, спортзалов, бассейнов, кухонь, санузла, учебных кабинетов и комнат должно происходить по абсолютно разным критериям.

Как устроено кондиционирование в разных помещениях

В наше время довольно редко увидишь строительство новой школы или другого заведения учебного профиля. Чаще всего под них отводят уже существующие строения, подвергнув их если не капитальному, то хотя бы косметическому ремонту.

Хотя в наличии такого рода строений и имеется несколько видов помещений но, несмотря ни на что, они обязаны обеспечить учащимся и учителям достаточно чистую среду, со всеми необходимыми параметрами температур и влажности.

Устанавливая вентиляцию в учебных заведениях, специалисты обязаны соблюдать все нормы СНиПа и нормативы ГОСТа. Например, в школе, согласно со всеми правилами и нормами должны быть следующие показатели:

Учебная комната

  • Приток воздуха – 2,5 м3 в час;
  • Вытяжка воздуха – 1,5 м3 в час;
  • Температура воздуха: минимальная – 21 градус, максимальная – 23 градуса;
  • Допуск для шума – 110 акустических децибел.

Также в заведениях такого типа обязательно должна быть в наличии вентиляция противопожарного назначения (на случай аварии). Она обычно оснащена устройством анти дымовой защиты и системой для удаления дыма.

Для кондиционирования таких комнат, как пищевой блок и спортивный зал требуются специальные решения. Поскольку эти комнаты в наибольшей степени проблематичны, в них повышенные значения температур и показатели влажности, то рекомендуется в них производить установку вентиляции промышленного назначения. Параллельно с ними устанавливают установки приточно-вытяжного назначения. В актовый зал или столовую, в которых проводят разного рода мероприятия, лучше всего установить центральную систему воздухообмена.

Коридорные пространства и классные комнаты обычно имеют форточки, поэтому вентилирование происходит путем само циркуляции.

Основные критерии хорошей вентиляции

При наличии хорошего проветривания и качественно установленной системы вентиляции, любое учреждение учебного профиля будет иметь следующие показатели:

  1. Качество воздуха. Если воздух чистый, то и сосредоточиться в нем будет намного легче, а это в условиях учебного процесса очень важно;

    Аудитория в ВУЗе

  2. Комфортные условия. Поскольку практически вся аудитория находится длительное время в состоянии малоподвижности, то им должно быть комфортно и не душно;
  3. Тишина. Все вентиляционные системы должны обеспечить не только чистый воздух, но и условия в которых можно работать.

В помещении административного назначения, таком как учительская, люди появляются периодически. Именно поэтому здесь должны присутствовать системы с эффектом реагирования на разные ситуации.

Для очищения приточного воздуха используют систему фильтрации. Зимой такой воздух требует прогрева до приемлемой температуры.

Зачем нужно проветривание и вентилирование

Даже люди, которые обладают особыми знаниями в сфере кондиционирования, не сомневаются в необходимости проведения проветриваний классов, комнат, игровых и спален. Сейчас участились случаи замены старых окон из дерева на пластиковые, которые более герметичны. Иногда, для большей экономии устанавливают стеклопакеты без наличия форточки. Это делать категорически запрещено, поскольку от духоты дети могут падать в обморок.

Устройство вентиляционной системы

Если форточка все-таки присутствует, то ее, вряд ли хватит на такое большое помещение и вредный для организма углекислый газ все равно останется. Поэтому обязательно нужно создавать воздухообмен, используя для этого вентиляцию.

При постройке новой школы или другого заведения на стадии проектирования можно без проблем проложить устройство вентилирования. А что же делать в тех строениях, где финансовые или другие технические причины не позволяют установить нужную вентиляцию? Некоторые видят решение в установке стеновых и стекольных клапанов, служащих проводником для притока чистого воздуха.

Обзаведясь приточными клапанами, нужно еще и понять их принцип действия, дабы получить воздух в нужном количестве и нужной температуры.

Занятия в помещении

Такое устройство работает следующим образом. Потоки поступающего холодного воздуха из верхней оконной части направляются в пространство под потолком. Поскольку там сосредотачиваются теплые внутренние потоки, то температура постепенно перераспределяется. В итоге вы получите нормальный обмен воздуха без создания лишнего шума и сквозняка. Это оборудование достаточно выгодное, поскольку чистый воздух поступает все время, будь-то урок, сон, игры или занятия. Также можно не переживать за возможность ребенка заболеть – это исключено.

К преимуществам клапана притока можно отнести:

  • Автоматическая регулировка притока воздуха;
  • Возможность изменений проходных сечений для поступления воздуха в здание;
  • Воздушный поток циркулирует, если функционирует естественное или принудительное вытяжное устройство.

Организация «учебных» вентиляций

Для того чтобы рассчитать устройство вентиляции в учебном заведении, нужно опираться на показатели температур, а также характеристику воздухообмена. Учитывается при этом следующее:

  • При разработке приточной вентиляции с механическим побуждением необходимо предусмотреть отдельно естественную систему кондиционирования, которая будет отвечать за вывод отработанного потока из помещений;
  • В любой кондиционированной системе должно быть учтено, что потоки воздуха из учебных комнат выводятся через коридорные пространства, неплотно прикрытые окна и санузел;
  • В случае обучения в заведении меньше двухсот человек, можно монтировать систему без механического воздействия на воздушный приток;
  • Используя в помещении учебного типа воздушного отопления, которое совмещено с вентиляционной установкой, нужно предусмотреть управление автоматику. Она сможет поддержать температуру, рассчитанную вами и оптимальную влажность;
  • При использовании в учебном заведении системы рециркуляции потоков, ее применяют только после окончания рабочего времени;
  • Нельзя проектировать каналы вытяжки в учебных классах. А при наличии форточек в достаточном количестве их можно вообще не предусматривать.

Для обеспечения оптимального климата во всем заведении нужно спроектировать систему вентилирования отдельно в каждом конкретном помещении. Особенно много внимания нужно уделить имеющимся лабораториям. В них обычно устанавливают вытяжки с механикой. Подача воздуха в такие комнаты также особенная и должна составлять 90% само помещение и 10% на прилегающие коридоры и комнаты.

Хорошая вентиляция – повышенный комфорт!

Основными составляющими комфортного пребывания людей в любом помещении являются: приемлемая температура, оптимальная влажность и скорость потока воздуха. Кратко охарактеризуем каждую составляющую.

В зимний период, когда температурный режим ниже нуля, воздухообмен затрудняется. Это объясняется тем, что воздух необходимо предварительно подогреть. Произвольная вентиляция в этом случае будет создавать сквозняк, который однозначно негативно повлияет на комфорт.

Если устройства регенерации теплого потока отсутствуют, то воздух снаружи должен постепенно подаваться в направлении противоположном от нахождения людей. Можно установить гигрорегулируемые клапана и оптимизировать этим самым рассеивание вновь поступающего воздушного потока в подпотолочном пространстве, где температура на несколько градусов выше.

Для людей самой оптимальной влажностью считается 35-65%. Такой показатель также сможет предотвратить разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания. Именно такую относительную влажность и рекомендуется поддерживать во всех помещениях.

Для выбора самого подходящего оборудования нужно принять к сведению некоторые параметры: количество потребляемой энергии, количество потерянного тепла, цена на оборудование, стоимость монтирования системы вентиляции, расходы на техобслуживание в процессе эксплуатации.

Если вы переоснащаете старую установку, то необязательно решение должно быть дорогостоящим. Существуют устройства, обеспечивающие приток свежего потока и отток отработанного, которые работают автоматически. Они относительно недорогие и имеют специальный индикатор, реагирующий на любые изменения. Такие устройства будут самым оптимальным выходом из любой сложной ситуации с вентиляционной системой.

oventilyatsii.ru

Вентиляция школ и училищ

В учебных помещениях проектируется приточно-вытяжная вентиляция. При расчете вентиляции нужно руководствоваться данными таблицы расчетной температуры и воздухообмена в различных помещениях школ и училищ.

Если проектируется приточная вентиляция с механическим побуждением, то должна быть предусмотрена и естественная вытяжная вентиляция (в размере однократного воздухообмена) непосредственно из учебных помещений. Удалять воздух из учебных помещений нужно через коридоры, санузлы, а также за счет выхода воздуха через неплотности окон.

Если число учащихся не более 200, то допустимо устраивать вентиляцию без механического притока воздуха.

При использовании для учебных помещений школ и училищ системы воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, нужно предусмотреть автоматическое управление этими системами, в том числе поддержание в рабочее (учебное) время расчетной температуры и влажности в пределах 30-60%, а в нерабочее время температуры не ниже 15 градусов. В нерабочее время можно использовать рециркуляцию воздуха в системах воздушного отопления. Температура воздуха, подаваемого в рабочее время системами воздушного отопления, не должна превышать 40 градусов.

Вытяжные каналы из учебных помещений проектировать не следует. Если в помещениях учительской, библиотеки, кабинетов администрации есть окна с форточками, то можно также не предусматривать вытяжные каналы.

Как правило, в школах и училищах проектируют отдельные системы вентиляции для следующих помещений:

  • Классных комнат и учебных кабинетов

  • Актовых залов

  • Спортивных залов

  • Столовых

  • Кабинетов с препараторскими, оборудованных вытяжными шкафами

  • Санузлов

  • Медпункта

При смежном расположении умывальной комнаты и туалета вытяжка должна предусматриваться из туалета.

В школьных столовых возникают избытки тепла от технологического оборудования кухни (плиты и т.п.). Воздухообмен должен быть достаточен для поглощения этих избытков. На каждое место в обеденном зале нужно подавать не менее 20 куб.м. воздуха в час. Воздух подается через обеденный зал, а удаляется - из кухни и других производственных помещений.

Вентиляция школьных лабораторий

Из лабораторий химии и физики устраивают механическую вытяжку через вытяжные шкафы. Для ученических и демонстрационных лабораторных шкафов нужны отдельные вытяжные системы. Объем воздуха, удаляемого через вытяжной шкаф, определяется в зависимости от скорости движения воздуха в проеме шкафа.

ПДК вещества в рабочей зоне, мг/куб.м.

Скорость движения воздуха в проеме шкафа, м/с

Более 10

0.5

От 10 до 0.1

0.9 - 1

Менее 0.1

1 - 1.5

Из помещений с вытяжными шкафами весь объем воздуха должен удаляться через шкафы (отдельная система для каждого шкафа). Если обеспечены требования по взрыво- и пожаробезопасности, то можно удалять воздух общей системой вентиляции из обного или нескольких помещений.

Непосредственно в помещение лаборатории нужно подавать 90% объема приточного воздуха, предназначенного для этого помещения. Остальной объем приточного воздуха подается в смежные помещения (коридоры).

Применение тепловых завес

Если в школе имеется 4 и более параллели классов и она расположена в климатическом районе II или III, или в подрайоне IВ или IД (с расчетной температурой отопительного периода -20 градусов и ниже), то нужно проектировать воздушно-тепловые завесы на входе в здание школы. При строительстве школ в подрайонах IА, IБ и IГ воздушно-тепловые завесы предусматриваются для школ даже на одну параллель.

Таблица расчетных параметров воздуха

Помещение

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Приток

Вытяжка

Классы, кабинеты, лаборатории

18

16 куб.м. в час на человека

-

Учебные мастерские

15

20 куб.м. в час на человека

-

Спортивный зал, студия хореографии

15

80 куб.м. в час на человека

-

Раздевальные при спортивном зале

20

-

1.5

Спальные комнаты интернатов

16

-

1.5

Актовый зал-киноаудитория

18

20 куб.м. в час на человека

-

Рекреационные помещения

16

-

-

Учительская, кружки

18

-

1.5

Бибилиотека, кабинеты администрации

18

-

1

Кабинет врача

22

-

1.5

Душевые

25

-

5

Раздевальные при душевых

22

в объеме вытяжки из душевых

-

Туалеты

18

50 куб.м. в час на 1 унитаз, 25 куб.м. в час на 1писсуар

-

Умывальные

22

-

1.5

Гардеробные и кладовые одежды и обуви

16

-

1.5

Комнаты для чистки одежды и обуви

18

-

3

Вестибюль

16

-

-

Столовая

горячий цех

5 (в нерабочее время)

по расчету

4

холодный цех

16

3

6

мойка

20

4

2

кладовая овощей

5

-

-

обеденный зал

16

не менее 20 куб.м. в час на 1 посадочное место

2

Фотолаборатория, кинолаборатория, технический центр

18

-

5

Уголок живой природы

-

sam-s.ru


Смотрите также