.

Как сделать вентиляцию естественную в гараже


Естественная вентиляция в гараже

Стандартная конструкция гаража предусматривает, как минимум, одну вентиляционную систему, в которой воздухообмен в помещении осуществляется за счет естественной вентиляции. Понятно, что производительность и напор в этом случае значительно уступают схемам принудительного вентилирования с использованием вентиляторов и воздуходувок, но естественная вентиляция в гараже обладает неоценимым качеством – практически стопроцентной надежностью и устойчивостью работы при ее правильном проектировании.

Принцип работы и схема естественной вентиляции

В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара – теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.

Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:

  • Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
  • Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
  • Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.
Важно! Тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, естественная вентиляция очень широко используется для обустройства всевозможных помещений и построек, в том числе подвалов и гаражей, вследствие своей необычайной простоты и надежности.

На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.

Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.

Как сделать эффективной естественную вентиляцию

Чтобы система естественного воздухообмена удовлетворяла минимальным санитарным требованиям к помещению гаража, при ее планировании и обустройстве необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Приточные отверстия должны располагаться на максимально низком расстоянии от поверхности земли, срез вытяжной трубы стараются расположить на максимальной высоте. При этом подводов может быть несколько, а труба вытяжки для помещения гаража только одна, для подвала необходимо устанавливать свою отдельную вытяжную трубу;
  2. Чтобы уменьшить количество застойных зон и обеспечить максимальное обтекание транспорта, хранящегося в гараже, приточные окна вентиляции должны делаться на максимальном горизонтальном удалении от вытяжной трубы.
  3. Для обеспечения вентилирования помещения площадью в 15 м2 с нормальной кратностью воздухообмена 4- 5 раз в течение часа, потребуется вытяжная труба 100 мм. При увеличении площади гаража с каждым дополнительным квадратным метром диаметр трубы увеличивается на 10 мм.
Совет! Таким образом, для естественной вентиляции стандартного гаража в 24 м2 теоретически необходима труба почти в 200 мм. На практике такие вытяжные каналы не используют, вместо одной толстенной трубы устанавливают две «сотки».

Кроме того, приведенный расчет выполнялся для стандартной высоты среза трубы вентиляции в 3000 мм над грунтом. Одна труба для вентиляции гаража, поднятая на высоту в 5 м, покажет производительность на 40% больше суммарной пропускной способности двух труб с высотой установки в 3 м.

Увеличение диаметра вытяжного канала от расчетного значения не всегда приводит к увеличению тяги. Уменьшение диаметра делает работу естественной вентиляции более стабильной, но снижает производительность. Оптимальную величину производительности естественной вентиляции можно получить, исходя из приведенных расчетов. При этом размеры приточных окошек должны соответствовать диаметру вытяжки.

Особенности компоновки и устройства естественной вентиляции гаража

Самый простой вариант построения системы естественной вентиляции изображен на схеме.

Для забора естественной вентиляцией внешнего воздуха, холодного и тяжелого, используются два приточных окна диаметром, равным диаметру вытяжной трубы. Из-за того, что вход в вентиляцию располагается на максимально низкой высоте, всего 10- 15 см над грунтом, срез окна чаще всего закрывается перфорированной стальной пластиной, чтобы предупредить возможное проникновение в помещение гаража насекомых и грызунов. Из-за решетки полезная площадь заборных окон уменьшается вдвое, поэтому приходится устанавливать два окна.

Если в гараже хранится автомобиль или другое транспортное средство, зачастую приточные окна естественной вентиляции выполняют в виде вентиляционных решеток на нижней части гаражных ворот. Вытяжную вентиляцию располагают на задней стене в виде двух приемных труб малого диаметра, примерно 50- 70 мм. Приемное окно одной из труб устанавливают в районе потолка, вторую на высоте 60- 70 см над полом. В результате большая часть воздуха, засасываемого естественной вентиляцией гаража, будет разделена на два потока. Третья часть воздушной массы будет протекать под автомобилем, нагреваться и засасываться нижним срезом вытяжной системы. Две трети потока будут обтекать автомобиль по наружной поверхности, и засасываться припотолочным вытяжным каналом.

Таким образом, у хозяина гаража есть возможность сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии без использования дорогостоящей приточно- вытяжной вентиляции. При желании достаточно просто собрать естественную вентиляцию гаража своими руками.

Постройка естественной вентиляции для помещения гаража

Чтобы изготовить своими руками систему естественного воздухообмена помещения гаража, необходимо сделать две простые вещи. Первое – с помощью цилиндрического сверла вырезать в стене отверстие, диаметром 120 мм. Если стены усилены арматурой, то проще сделать заборное окно в виде щели или нескольких отверстий меньшего диаметра. Срез располагается на высоте 20 см над отмосткой фундамента гаража. Срез приемного окна затягиваем тонкой стальной сеткой или решеткой, чтобы мышам и крысам было неповадно искать убежище в гараже.

Более сложным является установка вытяжной трубы. Прежде всего, потребуется асбестовая или пластиковая труба, диаметром в 100 мм. Не используйте стальные, чугунные или жестяные, алюминиевые трубы под вытяжку. Лучше всего подойдет асбестоцемент или стеклопластик, на худой конец обычную канализационную пластиковую трубу, усиленную обмоткой на пенополиуретановой пене. Про металл забудьте и выкиньте из головы. В стальной трубе воздух очень быстро остывает, и тяга падает почти в два раза. В зимнее время можно легко получить обратную тягу или удар, когда холодный воздух пойдет внутрь помещения через вытяжной канал.

Для установки вытяжки выбираем место в верхней точке гаража, пересекая помещение по диагонали. Отверстие под вытяжку режем аккуратно несколькими цилиндрическими сверлами по бетону. Чем выше труба, тем лучше тяга, но больше опасность опрокидывания под порывами ветра или из-за птиц, способных часами сидеть на теплом защитном козырьке вентиляционной системы. В некоторых случаях крышку набивают острыми гвоздями или шурупами. Основание трубы усиливают насадкой из пены и рубероида.

В завершении тягу в вытяжном канале проверяют с помощью небольшого импровизированного факела или сигаретного дыма.

Для нормальной работы естественной вентиляции гаража пространство между приточным окном и вытяжной трубой не должно загромождаться шкафами, стеллажами, любыми предметами, препятствующими движению потоков воздуха. Если вам необходимо обеспечить в гараже локальный отвод воздуха, например, от рабочего стола или верстака, где выполняются сварочные работы, в этом случае необходимо проложить дополнительный воздуховод от вытяжной трубы к месту работы.

Для подвального помещения обычно устанавливают приточную систему, при этом заборные окна располагают на высоте от 40 до 80 см, а наружный воздух направляют внутрь подвала по дополнительному каналу, изготовленному из той же канализационной, стальной или асбестоцементной трубы. Для вывода воздуха изготавливается и устанавливается свой вытяжной канал, диаметром в 60- 70мм.

Заключение

Наличие подвального помещения с хранилищем овощей сказывается на состоянии автомобильной техники, хранимой в гараже, самым негативным образом. Поэтому специалисты рекомендуют либо выполнять отдельный вход в подвальное помещение, либо оснащать гараж принудительной приточно- вытяжной вентиляцией. Из-за слабой тяги естественная вентиляция требует регулярной чистки каналов и воздуховодов. Как минимум, раз в году каналы вытяжки естественной вентиляции прожигают факелом из свернутой газеты, чтобы удалить огромное количество паутины и мусора, скопившегося за лето.

bouw.ru

Вентиляция в гараже: тонкости устройства

Вентиляция в гараже выполняет одну из важнейших функций – обеспечивает здоровый микроклимат и помогает сохранить автомобиль в оптимальном состоянии. Как правильно оборудовать своими руками приточку и вытяжку в погребе или в подвале и сделать вентиляционные отверстия? Ответы на эти и другие вопросы найдутся ниже.

Гараж представляет собой закрытое пространство, которому необходима эффективная вентиляция для полного и своевременного удаления конденсирующейся влаги, токсичных выхлопных газов, других вредных испарений.

Вот некоторые функции, которые должна выполнять правильно организованная вентиляционная система.

  • Удалять влагу, которая неизбежно попадает внутрь гаража с покрышек и днища автомобиля, поскольку просушивание автомобиля – практически единственный способ продлить его эксплуатацию.

  • Выводить опасные для здоровья человека выхлопные газы, химические испарения масел, лаков, бензина или дизеля, средств для ухода за автомобилем, которые часто хранят в гараже.
  • Предотвращать появление конденсата на стенах и потолке гаража, как и внутри погреба, что может привести к повреждению и даже разрушению самой конструкции гаража.
  • Отвечать за быстрое удаление влаги с поверхностей автомобиля, что предотвратит появление ржавчины.
  • Защищать от коррозии не только сам автомобиль, но и инструменты, которые часто хранят тут же.

Есть всего два принципа вентиляции гаража – естественный и принудительный. Отсюда можно естественным образом вывести типы: естественный, механический и комбинированный.

Естественный вид вентиляции основан на аэродинамических законах и применения механических устройств не предполагает, воздушные потоки протекают естественным образом, подчиняясь законам физики, через приточные и вытяжные отверстия в стенах или гаражных воротах за счет разницы температур внутри и снаружи бокса. Такой тип вентиляции легко сконструировать своими руками.

Конечно, в любом гараже температура воздуха внутри бокса будет выше температуры окружающей среды в теплое время года. И это обстоятельство используют для стимулирования циркуляции воздуха: физически теплый воздух стремится вверх, а холодный – вниз из-за разницы температуры и плотности.

Соответственно, в стенах гаража проделывают два самодельных вентиляционных канала. Рекомендуется располагать их по диагонали. Наружный воздух входит в отверстие притока. В этот момент в гаражном боксе возникает температурная разница и теплый воздух поднимается вверх, затем попадая в вытяжной воздуховод и удаляясь наружу.

Основные принципы размещения системы.

  • Приточный воздуховод обычно размещают с наветренной стороны и как можно ближе к уровню пола – обычно не выше 10-15 см, но не ниже полуметра от поверхности. Самое простое и эффективное решение для этого типа вентиляции – стандартные вентрешетки, которые просто врезают в гаражные ворота.
  • Вытяжку необходимо устроить на расстоянии 10-15 см ниже стыка стены с потолком. Ее устанавливают на 10 см ниже потолочного шва, другой конец воздуховода находится снаружи бокса на уровне около полуметра ниже края кровли.

  • Важно соблюдать размещение приточного и вытяжного отверстий в разных углах помещения напротив друг друга с разницей по высоте не менее 2,5-3 метров.
  • Если вентиляционный канал выпускают на крышу бокса, не забывайте обеспечить высоту трубы в 50-60 см. Как правило, сверху его накрывают фигурной крышкой и оборудуют сеткой либо решеткой в целях защиты от насекомых.

Кроме простоты оборудования системы естественной вентиляции и малых затрат на нее, она имеет и недостатки.

  • В теплое время года небольшая разница температур делает этот вид вентиляции малоэффективной – нет достаточного перемешивания воздушных масс, в том числе и из-за разной плотности воздуха.
  • Большую роль играет расположение вентиляционных отверстий для притока и вытяжки.
  • Еще к недостаткам можно отнести появление льда на открытых частях системы в холодное время года из-за слишком сильного понижения температуры внутри гаражного бокса. Данная проблема легко устраняется установкой отсекающих утеплённых шиберов.

Искусственный (принудительный) вид вентиляции характеризуется обеспечением перемешивания воздушных масс с помощью вытяжных и приточных вентиляторов и механизмов, похожих на них. Перемешивание воздуха в гаражном боксе происходит с помощью искусственных приточной и вытяжной систем. Можно сказать, что в какой-то степени такой вид может даже заменить отопление. В наиболее продвинутых системах применяется разнообразное программное обеспечение.

Конструктивно такой тип вентиляции различают на моноблочную (единый блок предоставляет и забор, и вытяжку) и модульную (всё вышеуказанное выполняется двумя различными блоками устройств).

Этот вид относительно дорог, поскольку требует определенной степени механизации. Понадобится как минимум два вида устройств – для организации притока воздуха и его вытяжки.

Приточное оборудование может включать в себя обогреватель или тепловентилятор, также можно добавить воздушный фильтр или канальный вентилятор.

Всасываемый воздух проходит фильтр, нагревается калорифером и попадает в воздуховоды. После выполнения своих функций внутри бокса воздушные массы выбрасываются в атмосферу через систему вытяжки.

Возможно смонтировать и одноблочный вариант. Он может быть даже более эффективен, так как все оборудование заключено в единый корпус и функционирует как единое целое. К тому же он наиболее экономичен в эксплуатации, так как обычно пластинчатый теплообменник работает «сам на себя», подогревая всасываемый из атмосферы воздух.

Преимущества механического типа вентилирования:

  • механический тип вентиляционной системы обеспечивает внутренние влажность и температуру воздуха вне зависимости от атмосферных условий вне гаражного блока;
  • с его помощью легко обеспечить проветривание подвала, создать правильную циркуляцию воздуха;
  • если в вашем распоряжении имеется гаражный бокс, полностью располагающийся ниже уровня земли – это единственный выход для такого типа гаражей при хранении автомобиля.

Комбинированный вид вентиляции действует по раздельному принципу – воздух поступает в бокс самостоятельно, а выбрасывается посредством механических устройств.

Если температура окружающей среды выше, чем внутренняя, и реализован естественный тип вентиляции (без применения механизмов), конструкция не функционирует. Стимулировать перемешивание воздуха в этом случае можно установкой обычных вентиляторов. Они экономичны в эксплуатации и не очень обременят семейный бюджет.

Единственный недостаток этого вида – ручное управление, так как возникает необходимость часто посещать гараж.

Приточная система работает в соответствии с естественным типом вентиляции, описанным выше. Вытяжная система механизирована и вывод воздуха в атмосферу обеспечивает вытяжной вентилятор.

Преимущества комбинированного типа вентилирования:

  • он сравнительно независим от времени года;
  • простота монтажа.

Недостатки:

  • в холодное время года воздух внутри гаража быстро охлаждается;
  • электровентилятор требует регулярного обслуживания;
  • воздух, забираемый снаружи, не подвержен очистке.

Разумеется, каждый владелец гаража будет выбирать тип системы самостоятельно и исходя из своего бюджета и целей, в которых гаражное помещение используется. Так или иначе, необходимо заметить, что установка вентиляционной системы того или иного типа в гараже очень важна для владельца с эксплуатационной точки зрения.

Монтаж воздуховодов для вентиляционных систем любого типа в наше время можно производить с использованием самых разнообразных материалов, начиная от пластиковых либо металлопластиковых труб для канализации и заканчивая использованием гофрированного шланга от пылесоса.

Рассмотрим некоторые варианты.

  • Можно выполнить вентиляционные каналы в боксе с помощью труб, изготовленных из асбеста. Такие трубы не пожароопасны, их можно не красить либо наоборот, если хозяин является творческой личностью – они смогут послужить материалом для создания определенного антуража при покраске.
  • Как уже упоминалось, пластиковые канализационные трубы – также неплохой вариант.
  • И, наконец, самые простые решения – старые шланги от пылесоса, садовые шланги, другие трубные конструкции.

Вполне естественное желание любого владельца гаража иметь в нем погреб может столкнуться с необходимостью проведения в него отдельной вентиляционной системы из-за ошибок в проекте. Это не только может привести к порче продуктов из-за повышенной влажности внутри погреба, но и к печальным последствиям в виде коррозии корпуса автомобиля. По этой причине вентиляцией погреба пренебрегать не следует ни в коем случае.

При естественном типе вентиляции погреб просушивается за счет теплового перемешивания воздушных масс – в соответствии с законами физики более лёгкий нагретый воздух в верхней части погреба поднимается вверх, а воздух, поступивший снаружи через приточный воздуховод, заполняет разреженное пространство.

Второй вариант – установка вентиляторов и создание принудительной вентиляции. Это схема с более высоким КПД, но потребует существенно больших денежных и энергетических затрат.

Вентиляционной системой необходимо снабжать одно- и двухэтажные гаражные помещения, как и помещения жилые вне зависимости от наличия либо отсутствия в нем системы отопления с учетом равномерного вентилирования всех объемов.

Чтобы вентиляционные системы работали стабильно с расчетной производительностью, на стадии проектирования рассчитывают воздуховоды на пропускную способность и диаметр канала. Собственно, воздуховоды – это каналы, по которым проходит воздух. Они широко применяются в самых разных устройствах как в бытовой, так и в индустриально-технологической сфере, производстве химических препаратов и лекарств, на других промышленных предприятиях.

Рассчитать объем вентиляционной системы гаража довольно просто.

Главная цифра – это количество смен гаражных объемов воздуха на объем притока воздуха снаружи (кратность). Если их число равно 6-10 объёмам и известен общий объем гаражного бокса, надо высчитать расход воздуха в час: L=nхVг

Где:

L – потребление в час, м3/ч;

n – норматив смен объемов воздуха в гараже;

Vг – полный объем воздуха в боксе, м3.

Для определения объема гаража необходимо умножить ширину на длину и высоту по внутренним размерам бокса.

Например, гараж 4 на 6 и на 2,7 м по формуле Vг=4х6х2,7=64,8 м3. Если требуется количество смен гаражных объемов воздуха на объем притока воздуха снаружи, равное семи сменам в час, то этому боксу нужно L=7х64,8=453,6 м3. Соответственно, расход и скорость воздуха можно установить по этой диаграмме:

Чтобы подобрать сечение приточных и вытяжных воздуховодов, L округляем, увеличивая до числа, кратного 5. Соответственно, наше расчетное число увеличивается до 455 м3, так как оно кратно 5: 455: 5=91. Сопоставляя его с диаграммой и зная, что скорость воздуха в воздуховодах при применении вентиляции естественного типа равна приблизительно 0,5-1 м/с, для вышеуказанных объемов будут нужны каналы круглого сечения с диаметром более 500 мм или воздуховоды с другим сечением более 450х500 мм с изгибами или без.

Если принято решение улучшить приток воздуха, это можно достигнуть установкой воздухозаборника из решетки или сетки вместо трубы со сплошной стенкой. Диаметр его должен быть больше в 2-3 раза, чем у вытяжки. Это даст значительное улучшение вентилирования, но будет высока вероятность значительного промерзания гаража в холодное время года. Чтобы избежать этого, надо на приточку и вытяжку установить заслонки, которые при необходимости уменьшат проходимость воздуха.

Всегда следите, чтобы вытяжка не оказалась большей по сечению, чем воздухозаборник приточки, так как может произойти так называемое опрокидывание тяги, или обратная тяга. По этой причине, если вы частично блокируете приточный воздуховод, обязательно уменьшайте и диаметр вытяжки.

В случае изготовления системы вентилирования смотровой ямы или погреба для подземных помещений необходимы отдельные трубы на приток воздуха и еще одна, проходящая вертикально – для вытяжки. Вытяжные воздуховоды необходимо изолировать от основного помещения гаража – воздух в них не должен контактировать с основным объёмом воздушных масс внутри бокса.

Объем приточной воздушной массы обязан быть не менее 180 м3/ч при температуре внутри гаража не ниже 5°С выше нуля. Периодичность полного воздухообмена – 6-10 раз в сутки.

Функциональная схема воздуховодов составляется при создании проекта помещения, так как установка вентиляционной системы в уже готовом гараже повлечет за собой большое количество затруднений. Схема должна содержать места расположения вентиляционных отверстий, их количество. Также она должна предусматривать габариты гаража, прохождение трубопроводов и воздуховодов над и под поверхностью земли/пола, количество объемов циркулирующего воздуха.

Расчет диаметров вентиляционных отверстий выполняется следующим образом.

  • При диаметре трубки 15 мм = 1 м2. Соответственно, для бокса на 10 м2 потребуются 150-мм трубки.
  • При сумме всех вентиляционных отверстий, равной 0,3% всей площади гаража. Эта формула используется для схемы одного канала при механическом типе вентиляции.

Существует разница между российскими и зарубежными строительными нормами. Если российские нормативные документы устанавливают норму забора воздуха снаружи для гаража с одним легковым автомобилем в 180 м3/ч, то в зарубежных нормах этот показатель увеличен на 100%.

Кроме расчета нужной производительности воздухообмена, воздуховоды рассчитывают на потери напора и на жесткость. Такие расчеты удобны по причине использования для вентиляции в гаражах гибких воздуховодов из различного пластика, менее прочных и жестких в сравнении с металлоконструкциями, которые используются в большинстве случаев.

Покрасочный гараж является весьма специфической территорией, которая предъявляет владельцу свои требования.

Они усложняются тем, что в гараже необходимо иметь:

  • подвал значительной глубины;
  • усовершенствованную мощную вентиляционную систему забора и выброса воздуха и отработанных газов;

  • необходимо удалить камеру от любых жилых помещений;
  • очень важно исключить контакт воздуха из камеры покраски с любыми пищевыми продуктами;
  • помещение камеры должна быть отлично изолировано от внешней среды;
  • нагревательные элементы, фильтры, как и всё остальное оборудование, должны соответствовать нормам пожаробезопасности.

При различных работах, связанных с ремонтом или модификацией автомобиля владелец нередко использует сварку. Хороший вариант – сварочный аппарат, использующий вольфрамовые электроды для сварки в газозащитной среде.

Может показаться странным, но в зимний период коррозия разъедает металл автомобиля сильнее, чем летом, так что в теплое время года металлический гараж при отсутствии системы вентилирования проветривают посредством открытия ворот настежь, а вот зимой при низкой температуре ворота открывать не нужно, что опять-таки связано с влажностью. Заметим, что утепление металлического гаража данной проблемы не решает.

Тефлектор – это приспособление, которое устанавливают над вытяжным воздуховодом и применяющееся для усиления скорости потока в нем за счёт так называемого эффекта Бернулли, что повышает эффективность вентиляционной системы. По принципу действия дефлектор может быть стационарным (неподвижным) либо вращающимся (ротационным).

Турбодефлектор – это улучшенный и имеющий гораздо более высокий КПД вариант обычного дефлектора, проще говоря – это одно из названий ротационной турбины. Фактически же это обычная крыльчатка, устанавливающаяся на верхний срез вытяжного воздуховода.

Он способствует удалению отработанного воздуха из помещения гаражного бокса естественным образом.

Действует турбодефлектор используя только законы физики, без применения механических устройств, затрат на электроэнергию или топливо. Как уже отмечалось, влажность в гараже играет важную роль, и ее устранение – важнейшая задача вентиляционной системы. Турбодефлектор – это оригинальная, дешевая и очень эффективная деталь вытяжного воздуховода, помогающая наладить правильный и эффективный воздухообмен в гаражном боксе.

Принцип работы турбодефлектора – пассивно используя движение воздушных масс, он создаёт область пониженного давления, способствуя притоку воздуха и повышение тяги в воздуховоде. Действует он вне зависимости от ветра, его силы и направления.

Способность его крыльчатки вращаться в одну и ту же сторону исключает опрокидывание тяги и повышает эффективность воздухообмена в вытяжке.

Можно отметить, что это еще и дополнительная защита от попадания осадков, посторонних предметов в воздуховод.

Данное устройство сможет повысить воздухообмен в гараже либо другом помещении на 20% без каких-либо дополнительных механических либо финансовых затрат.

Форма крыльчатки и корпуса изделия варьируется в соответствии с эстетическими пожеланиями владельца. Срок его службы при правильном обслуживании – более 10 лет.

Разумеется, кроме преимуществ, турбодефлектор не лишен и определённых недостатков:

  • Более высокая цена устройства, что зависит от материала, из которого он изготовлен.
  • При отсутствии потока воздуха в воздуховоде в зимнее время года лопасти могут останавливаться и покрываться инеем и льдом.
  • Правила технического обслуживания турбодефлектора просты и элементарны. Частое ТО ему не требуется.

Худшее, что может с ним произойти – прекращение движения лопастей крыльчатки по причине отсутствия потока воздуха или перекоса и заклинивания подшипников.

Подведем некоторые итоги.

  • Монтаж вентсистемы в гараже любого типа необходим. Она позволяет сохранить и продлить срок службы авто, снижает влияние вредных испарений топлива, масел, химических веществ в закрытом пространстве на здоровье человека.
  • Выбрать необходимо один из различных типов вентиляции – естественная, принудительная/механическая, комбинированная, в зависимости от цели использования гаража.
  • Утепление пола поможет избежать появления конденсата на стенах и потолке гаража, сделанного из металла. Его сначала покрывают рубероидом, затем следует бетонная стяжка и сверху застилают линолеум.

О тонкостях устройства вентиляции в гараже смотрите в следующем видео.

www.stroy-podskazka.ru

Вентиляция в гараже своими руками: схема, пошаговая инструкция

Создание комфортных условий для владельца и благоприятных – для длительного хранения дорогой автотехники, обеспечит надежная и грамотно спроектированная система вентилирования. Она создаст достаточный приток свежего воздуха с одновременным удалением неприятных и вредных примесей. В этой статье мы расскажем о том, что такое качественная вентиляция в гаражесвоими руками. Схема воздухообмена выбирается на основе личных предпочтений, общих параметров строения, с учетом иных важных факторов, о которых мы и поговорим далее.

Обязательным элементом хорошего современного гаража является эффективная вентиляционная система

Несмотря на очевидный ответ, следует уточнить список задач, которые поможет решить соответствующая инженерная система:

  1. Вместе с автомобилем в помещение поступает влага. Достаточно мощная вентиляция для гаража ускоряет ее удаление, препятствуя возникновению и развитию процессов коррозии.
  2. Одновременно с потоком воздуха из атмосферы помещения удаляются выхлопные газы, иные неприятные и опасные для человека химические соединения.
  3. Устраняются условия, благоприятные для накопления конденсата на мебели, инструментах, частях строительных конструкций.
  4. В определенных погодных условиях приток свежего воздуха помогает поддерживать комфортные температурные условия.

Следует отметить, что наружу выбрасываются механические, химические и органические загрязнения. Это упрощает создание условий, подходящих для длительного хранения фруктов и других продуктов питания.

Разумное решение – пространство под гаражом часто используют для строительства многофункционального погребаПравильное устройство вентиляции в гараже продлевает срок службы (годности) инвентаря, мебели, иного оборудования и складских запасов

С учетом действенных защитных свойств, финансовые вложения в такую систему являются экономически целесообразными. При отсутствии негативных воздействий инструменты и другие дорогие изделия дольше сохраняют свои потребительские характеристики в безупречном состоянии. Дополнительным преимуществом является снижение расходов на поддержание хороших санитарно-гигиенических условий.

На типовой схеме вентиляции в гараже стрелками показаны пути перемещения воздуха«Этот рисунок поясняет необходимость точного расчета. Автор этого проекта разделил систему на две части для обеспечения достаточной скорости обмена воздуха в отдельных помещениях. Сложнее получить хороший результат при использовании простейшей комбинации из одного приточного отверстия и вытяжного канала.»

Эффективная вентиляция в гараже своими руками: схема, фото, комментарии

Для исключения ошибочных действий и затрат на проведение экспериментов надо использовать действующие стандарты. Они основаны на современных тематических знаниях, научных опытах и профессиональных испытаниях. Чтобы создать правильную вентиляцию в гараже, необходимо менять воздух полностью за час от 4 до 6 раз. В отечественных нормативах предлагается брать для упрощенных расчетов 180 м. куб. на один автомобиль. В зарубежных – от 360 до 400 м. куб.

Приведенные выше данные иногда заменяют пропорцией: 1,5 см диаметра трубы на каждый кв. метр площади. Здесь не учитывается высота помещения, производительность вытяжного тракта. Однако все факторы, в том числе направление ветра и температуру на улице, учесть невозможно. Поэтому такую методику подсчета можно применять на практике с учетом отмеченных ниже ограничений для отдельных компонентов системы.

При изучении вопроса, как правильно сделать своими руками вентиляцию в гараже, следует обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Сложность самостоятельного воспроизведения монтажных и строительных операций.
  2. Проектную документацию и перечень будущих покупок.
  3. Объем первоначальных затрат и расходы в период эксплуатации.
  4. Долговечность выбранного варианта, необходимость обязательного выполнения регламентных процедур технического обслуживания.

Как решить проблемы с минимальными затратами, используя естественную вентиляцию в гараже

Главным преимуществом инженерных систем данной категории является автономность. Их не надо подключать к источнику электропитания. Отсутствие приводов, устройств контроля, выключателейи проводки снижает себестоимость проекта. Сравнительная простота автоматически повышает уровень надежности. Единственный существенный недостаток – невозможность увеличения интенсивности обмена воздуха при необходимости.

Чертеж простой естественной схемы вентиляции в гараже своими руками

Эти пояснения помогут понять важные особенности данного проекта:

  1. Для площади 20 м. кв. выбраны минимальные размеры отверстий, чтобы проще было подобрать изделия из типового модельного ряда. Если такое решение не обеспечит эффективную циркуляцию воздуха, можно установить две системы вентиляции гаража своими руками из стандартных труб (100-150 мм).
  2. Отверстия сверлят перфоратором. Насадки подбирают с учетом твердости материала и толщины стен.
  3. Вход (4) делают на высоте 100-200 мм от уровня финишного напольного покрытия. Выход (3) – на таком же расстоянии от потолка.
  4. Чем больше высота (1), тем большую можно будет получить производительность системы. Но надо учитывать, что чрезмерно громоздкую конструкцию придется укреплять для защиты от сильных порывов ветра. Специалисты рекомендуют устанавливать верхний срез трубы выше конька крыши на 20-30 см.
  5. Дефлектор (2) соответствующего размера приобретают в магазине. Это изделие ускоряет поток воздуха, предотвращает попадание внутрь труб атмосферных осадков.
  6. Соединение отдельных частей и уплотнение стыков можно сделать с применением строительного герметика. Выбирают состав, предназначенный для эксплуатации в соответствующем диапазоне температур.
Защиту от грызунов и насекомых обеспечит специальная решеткаУстройство естественной вентиляции в гараже с обратным клапаном

Это недорогое приспособление предотвращает проникновение холодного воздуха из выходной трубы в зимний период. Такое оснащение применяют, если один вентиляционный канал подключают к нескольким помещениям.

Чертеж естественной вентиляции в гараже с подвалом из двух уровней

Свежий воздух подают трубой в самую нижнюю точку объекта. Кроме указанного на рисунке варианта, можно сделать дополнительные выходы. Следует обеспечить равенство сечения проходов подающего и выпускного трактов. Чтобы лучше проветривать весь объем помещения, отверстия не устанавливают на одной оси.

Широкие возможности принудительной вентиляции в гараже

Большая длина и сложная конфигурация канала воздуховода повышают потери давления. Иногда нужно увеличить напор, но нет возможности расширить технологические отверстия.С помощью специальных таблиц и формул профильные специалисты выполняют точный расчет вентиляции гаража для работы в сложных условиях. Полученные результаты используют для выбора соответствующего оборудования.

Создание принудительной вентиляции в гараже своими руками позволяет успешно решать следующие задачи:

  1. Эффективную подачу и удаление воздуха при наличии тройников, фильтров, других дополнительные компонентов системы, создающих препятствия.
  2. Точное дозирование производительности. Применение оптимальных режимов работы для уменьшения затрат электроэнергии.
  3. Предварительное задержание загрязнений с помощью различных фильтрационных технологий.
  4. Повышение температуры входящего воздуха с применением нагревательных элементов.
  5. Поддержание заданных пользователем комфортных условий с использованием кондиционеров, иного климатического оборудования, датчиков.
С помощью принудительной вентиляции в подвале гаража можно поддерживать нужный режим влажности и температуры с высокой точностьюК сведению! Такое оборудование при соответствующем электронном и программном оснащении будет выполнять свои функции автоматически, без контроля и дополнительных настроек. Его можно подключать к устройствам дистанционного и удаленного управления.

Нагрев и охлаждение воздуха, иные упомянутые операции сопровождаются расходом электроэнергии. При выборе этого варианта следует учитывать достаточно высокую стоимость, сложности в обслуживании, ремонте.

Комбинированные вентиляционные системы

В проектах этого типа применяют естественный приток свежего воздуха. Для временного повышения производительности – устанавливают вентиляционную технику в канале вытяжки. Это решение дешевле по сравнению с комплексными технологиями. Но с его помощью можно получить хорошие результаты, если приходится использовать сложные воздуховоды.

Загрязнения быстро удаляются при наличии мощной приточно-вытяжной системы вентиляции в гараже

Такое оборудование потребляет электроэнергию, поэтому надо будет установить проводку, устройства защиты от бросков напряжения и перегрева мотора. При желании, комбинированную вентиляцию своими руками можно дополнить датчиками движения, таймерами. Они пригодятся для автоматизации запуска системы при въезде автомобиля, выключения после заданного интервала времени.

Мощный канальный вентилятор обеспечит интенсивный забор воздуха из дальних частей объекта недвижимости

Видео вентиляции в гараже, пример испытаний производительной техники в реальных условиях

Качественная вентиляция в гараже: схема, расчет и устройство

В этом разделе подробно изучены популярные инженерные и строительные решения. Подготовку начинают с уточнения параметров технического задания. Проще работать с отдельно стоящим строением, без цокольной и подвальной части. Если он применяется исключительно для хранения автомобиля, достаточно будут применить простейшую методику. Как рассчитать вентиляцию в гараже, рассмотрено выше. При площади 12 м. кв. и стандартной высоте потолка (не более 2,7 м.) можно использовать круглый воздуховод с диаметром 18 см (12 * 1,5).

Подойдет стандартная полимерная труба для канализационной системы

По мере расширения требований увеличивается сложность вентиляции гаража. Как правильно создать систему для оснащения качественной покрасочной камеры, можно выяснить только при обращении к опытным профессионалам. Но для решения бытовых проблем достаточно будет использовать рекомендации этой статьи.

Усложняют задачу следующие факторы:

  • глубокий подвал;
  • длинный или сложный путь подачи/ удаления воздуха;
  • совмещение нескольких каналов;
  • соседство с жилыми помещениями;
  • плохая герметизация помещения;
  • организация мест для хранения продовольственных запасов;
  • наличие в каналах нагревателей, фильтров, другого дополнительного оборудования.
Рабочую схему вентиляции подвала в гараже можно сделать без применения чертежных стандартов

Далее на рисунке отмечают все важные размеры. Это используют для составления списка будущих покупок. Кроме основных деталей, надо включить в него инструменты, насадки, расходные материалы.

Как создать без ошибок вентиляцию погреба в гараже: правильное хранение продуктов питания

Для создания качественной вентиляции овощной ямы в гараже можно применять разные конструкторские решения

Но в любом случае надо предотвратить возможность контакта с потенциально опасными загрязнениями. Для этого монтируют отдельные приточные и вытяжные воздуховоды.

Пример неправильной вытяжки в погребе гаража: две трубы установлены на одном уровне, отсутствуют обратные клапаны и задвижкиЛюк в погреб можно приобрести в магазине, либо сделать самостоятельно

В том и другом варианте надо проверить герметичность конструкции в закрытом состоянии. Для упрощения поддержания оптимального теплового баланса пригодится хорошая изоляция.

В этом видео автор проекта рассказывает о том, как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража:

Дорогой вариант с надежными гарантиями: современный погреб из пластика

Такие конструкции создают с толстыми стенками, которые укреплены ребрами жесткости. Их комплектуют стеллажами, лестницей, люком, светильниками, внутренней частью системы вентиляции. Следует не забывать, что внешние каналы придется создавать самостоятельно.

Особенности вентиляции в гараже с подвалом технического назначения

В этом проекте предполагаются меньшие требования по сравнению с методами хранения продовольственных запасов. Но точные критерии определяют индивидуально. Как правило, основное внимание уделяют нормализации уровня влажности. Температурный режим в данном случае имеет меньшее значение.

Как сделать вентиляцию в подвале гаража, показано на этом рисунке

Здесь для вентиляции надземных частей строения в стены установлены кирпичи со сквозными отверстиями. Необходимое количество таких элементов не сложно рассчитать по приведенным выше пропорциям с учетом параметров конкретных строительных материалов.

К сведению! Такое решение обеспечивает хорошую защиту от грызунов без специальных металлических сеток.

Для подачи непосредственно в подвальную часть и вывода воздуха оттуда предусмотрены отдельные трубы. Их устанавливают в противоположных углах помещения. Стеллажи и другие крупные предметы располагают так, чтобы не возникли препятствия перемещению потоков перед вентиляционными отверстиями.

Схема вентиляции подвала в гараже, который установлен в жилом домеСтатья по теме:

Обратный клапан на вентиляцию служит для предотвращения попадания различных запахов в дом. В статье мы попробуем понять, что он собой представляет, как устроен, виды устройств, и насколько сложно его установить у себя в жилище.

Приточная часть тут не отличается от стандартных решений. А вытяжной канал следует рассмотреть подробнее. Он проходит через несколько этажей, внутри отапливаемых помещений здания. Перепады температур способствуют образованию конденсата. Чтобы снизить интенсивность этого процесса, рекомендуется утепление верхней части воздуховода. Изоляцию лучше сделать из пенополистирола, иных материалов, которые не испортит влага. Внизу устанавливают кран, через который сливают накопленную жидкость.

Большая высота выходного канала такой вентиляции гаража с подвалом способна ухудшить эффективность системы. Чтобы холодный воздух не опускался вниз, можно установить обратный клапан. Однако это устройство не обеспечит движение потока в нужном направлении. Эту задачу решают с помощью монтажа вентилятора. Второй вариант – установка в трубе лампы накаливания, которая будет выполнять функции маломощного нагревателя.

Чтобы работа вытяжки в подвале гаража была эффективной, необходимо обеспечить хорошую герметичность входного блокаБольшое помещение можно использовать не только для хранения вещей

Подвал подходит для создания кабинета, комнаты отдыха, сауны. Состав инженерного оснащения будет зависеть от целевого назначения. Сложнее всего организовать приток и удаление воздуха в бане. Следует помнить, что вентиляционные каналы нельзя объединять с дымоходами.

Для контроля и автоматизации используют специализированные блоки управления

Устройство вентиляции в подвале гаража необходимо изучать совместно с функционированием иных систем (отопления, кондиционирования, электроснабжения). Это позволит согласовать их работу, исключить взаимные негативные влияния.

Монтаж системы при наличии смотровой ямы

Сложно модернизировать функционирующий объект

В подобной ситуации приходится вскрывать бетонную стяжку, создавать отверстия в стенах и потолке. Такие действия надо выполнять осторожно, чтобы не нарушить целостность строения. Пригодится схема электрических и других коммуникаций, которые установлены внутри конструкций.

Как сделать вентиляцию в смотровой яме гаража – указано на этой схеме

Здесь установлен дополнительный канал (1), обеспечивающий проход воздуха в подвал. Две вытяжки (3, 4) обеспечивают хорошую производительность, качественную вентиляцию всех частей сооружения. Специальная труба (2) необходима, так как в обычном режиме эксплуатации яму закрывают помостом сверху для безопасности. Она обеспечит хорошую вентиляцию смотровой ямы.

Поступление свежего воздуха можно сделать, врезав такие решетки в дверное полотно

Что надо учесть при оснащении вентиляцией металлического гаража

Главным преимуществом таких сооружений является относительно низкая стоимость

Если подготовить бетонное основание заранее, установить металлическую конструкцию с помощью подъемного крана можно за несколько минут. Но в ходе эксплуатации быстро обнаружатся недостатки. Одним из них является отсутствие хорошей изоляции, что интенсифицирует появление внутри конденсата. Водные испарения провоцируют развитие разрушающих процессов коррозии. Эти негативные процессы блокируют с помощью подачи свежего воздуха.

Естественную вентиляцию в металлическом гараже создают щели между отдельными элементами конструкции. Если этого недостаточно, в стенке сверлят отверстия диаметром 8-12 сантиметров. Их покрывают грунтом и краской, защищая от коррозии. Сверху – устанавливают декоративные решетки. Места установки выбирают как можно далее от запорных устройств, чтобы затруднить противоправные действия злоумышленников.

К сведению! В летнее время для интенсивного проветривания достаточно открыть ворота настежь. При холодной температуре створки придется закрыть. Для отведения угарных газов в процессе прогревания двигателя и во время длительного ремонта пригодится патрубок. Его устанавливают в задней стенке гаража. При необходимости – соединяют с выхлопной трубой автомобиля гофрированным шлангом.

Для совершенствования вентиляции в железном гараже используют различные принудительные системы. Как и в предыдущих примерах, ее можно дополнить нагревателями, фильтрами, устройствами регулировки и контроля. При установке смотровой ямы, погребаиспользуют рассмотренные выше технологии.

Выбор технологического оборудования, материалов и комплектующих деталей для вентиляции гаража

Для создания этой системы подойдет серийная бытовая техника

При выборе следует отдать предпочтение моделям, приспособленным к повышенной влажности.

Автоматизацию вентилятора для вытяжки в гараже можно сделать с применением специальных наборов

Для решения таких задач используют различные устройства подачи/отключения питания по установленному пользователем алгоритму.

Такая техника способна быстро очистить крупный гараж от загрязненного воздухаЭтот центробежный вентилятор пригоден для эксплуатации на открытом воздухе

Если использовать такое решение, получиться снизить уровень шумов в помещении.

Вытяжной вентилятор для гаража можно установить в оптимальном месте, как часть конструкции каналаДля создания этой конструкции автор использовал индивидуальный заказ в специализированной мастерской

Оцинкованная жесть хорошо защищена от погодных воздействий. Она подходит для изготовления изделий с уникальными размерами и формами без лишних затрат. Дополнительными преимуществами являются: небольшой вес, простота монтажа, хороший внешний вид.

Соединение гибких труб для вентиляции в гараже с прочным заборным устройствомСложный проект

В этом списке перечислены компоненты системы, обеспечивающей поддержание комфортных температурных условий в холодную пору года:

  • потолок (1) из железобетонной плиты;
  • стены из кирпича (3, 5);
  • входной канал (2);
  • котел отопления на твердом топливе (6) с дымоходом (4);
  • стакан (7) – здесь осуществляется предварительный подогрев воздуха для вентиляционной части системы;
  • фильтр (8);
  • калорифер (9) со встроенными электрическими нагревателями;
  • вентилятор (10) канального типа;
  • тройник (11), обеспечивающий подачу теплого воздуха в центр крупного помещения;
  • угольник (12), выполняющий аналогичные функции на торцевой части канала.
К сведению! При создании вентиляции в гараже из канализационных труб надо учитывать следующие особенности. Специализированные изделия из ПВХ рыжего цвета выпускают специально для установки вне помещений. Они стоят несколько дороже, чем серые аналоги, но отличаются повышенной стойкостью к температурным и другим воздействиям.

Как сделать правильно вентиляцию в гараже: пошаговая инструкция, полезные рекомендации, важные нюансы

ИллюстрацияОсновные операции и рекомендации по их выполнению
Автор проекта решил установить вентиляцию, так как в процессе эксплуатации на стенах гаража образуется плесень.
В этом углу будет установлена приточная труба с выходным отверстием на 15-20 см выше уровня пола.
Напротив (по диагонали) создан выход воздуха.
На этом фото видно, как в гараже сделать вытяжку с подключением к вертикальному каналу с обратной стороны стены.
Для создания отверстий в прочных частях строительных конструкций применяют перфоратор с мощным электрическим приводом.
Заранее надо подготовить коронку нужного диаметра. В данном случае – 125 мм.
Специальный удлинитель нужен для прохождения толстых элементов.
Он подсоединяется к перфоратору через адаптер
Чтобы упростить бурение бетона, сначала делают отверстия по контуру с помощью подходящего сверла.
Далее применяют зубило для удаления ослабленной части конструкции. Коронкой создают отверстие с ровными стенками.
После завершения рабочих операций получается такой проход в подвал для монтажа труб.
Предварительный монтаж канала (без жесткого крепления) пригодится для правильного нанесения разметки.
Здесь показано, как сделать вентиляцию в гараже своими руками с точным размещением центральной оси канала. Первое отверстие создают изнутри гаража, чтобы появилась опорная точка на крыше.
Основные операции выполняют с верхней стороны.
После прохождения мягкой кровли – устанавливают сверло. Этим инструментом не слишком трудно сделать отверстие в качественной армированной бетонной плите.
На заключительном этапе опять применяют коронку.
Арматуру обрезают сабельной ножовкой с полотном по металлу.
В этом проекте автор выбрал длинную асбестоцементную трубу (4 м), чтобы не создавать лишние стыки. На стенках этих изделий не накапливается конденсат, не образуется наледь в сильные морозы.
Труба аккуратно погружается в отверстие сначала до уровня пола гаража.
Далее продолжают монтаж внутри помещения. Сверху (над уровнем крыши) должно остаться 80 и более см. Щели заливают строительным раствором.
Проход в смотровую яму делают перфоратором с коронкой. Здесь понадобится удлинительный элемент соответствующих размеров.
К сведению!Вентиляцию в гараже без подвала сделать можно с применением аналогичных методик. Для принудительной подачи (удаления) воздуха систему дополняют соответствующей техникой.

Дополнительные советы и заключение

Выбор методик следует делать с учетом особенностей строения и целевого использования отдельных помещений. Как отмечено выше, в некоторых случаях придется создавать разные режимы температуры и влажности в отдельных частях объекта. Самые сложные задачи решают с применением принудительной вентиляции. При оснащении автоматикой, соответствующие системы выполняют свои функции самостоятельно.

seti.guru

Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже

Воздушная среда любого гаражного помещения насыщается влагой и вредными испарениями от хранящихся автомобильных жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения образуются в процессе ведения сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает перечисленные проблемы — снижает уровень влажности и удаляет лишние пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.

Типовая схема естественного вентилирования

В первую очередь рассмотрим устройство вентиляции в наиболее распространенном варианте:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  2. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей – 20—50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.
Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

Схема движения потоков в плане

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет кверху следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается вертикальным каналом и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.
Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.
Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Построить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и обладают минимальным аэродинамическим сопротивлением, дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

Организуем вентиляцию гаражного погреба

В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.

Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.

Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:

  1. Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
  2. Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
  3. Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).
Ставить переточную трубу из смотрового приямка в овощной погреб не допускается, туда нужно подавать только свежий воздух

Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.

Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.

Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.
Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.

Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на общеобменную вытяжную трубу бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу насекомым и грызунам.
Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Печной дымоход как элемент вентсистемы

Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:

  1. Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
  2. Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
  3. Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.

    Печной дымоход при открытом регуляторе тяги способен удалить достаточное количество воздуха

Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу. Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.

Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:

  1. Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт 3.17 гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
  2. Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
  3. Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК 1.10.12.001-02. Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.

Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.

Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:

  1. Согласно МГСН 5.01-01 умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
  2. Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
  3. Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.

Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.

Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:

  • F – сечение канала в метрах квадратных;
  • L – объем притока (расход), м³/ч;
  • ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.

Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = 0.045 м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø110 мм.

Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает 0.053 кв. м., а ее живое сечение составляет всего 0.02 квадрата

Цифра 0.045 м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника 0.045 х 2 = 0.09 м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.

Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = 0.008 м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа и прохода сквозь перекрытия смотрите в видеосюжете:

Заключение

Примеры расположения приточных и отводящих вентканалов внутри гаража не являются аксиомой. Хорошенько продумайте свою вентиляцию и поставьте трубы в удобных местах, чтобы свести к минимуму число поворотов. Важно соблюсти условие: приток направляется в нижнюю зону помещения, а вытяжка организуется из верхней.

otivent.com


Смотрите также